Что ответил защитникам Казани османский султан Сулейман?
«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяза Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
Экскурсию по одному из храмов городка Бейтульахма проводил священнослужитель-армянин. Он поведал о том, что в последние годы значительно уменьшилось количество паломников. Из его рассказа нам удалось выяснить, что он весьма сведущ в историческом прошлом, поскольку обращал наше внимание на исторические достопримечательности. Мы остались довольны его рассказом. Осматривая церковь, я обратил внимание на листок бумаги, прикрепленный к дверям монастыря. Там было сказано, что женщинам входить запрещено. Мы пожелали узнать, в чем дело, однако никто не открыл дверь. Поп-армянин, видимо, желая сохранить интригу, ничего не стал пояснять. Мы решили взобраться на колокольню и осмотреть вид города сверху. Сопроводить нас взялись молодые монахи. Мы начали взбираться по узким, неудобным лестницам. На одной из площадок путь преградил огромный колокол.
Для нас стало полной неожиданностью, что на нем оказалась надпись на кириллице, которая оповещала, что колокол вылит таким-то мастеровым в городе Тула. Сопровождавший нас монах заявил, что греческий монастырь существовал на российские деньги, а так как паломников в последние годы мало, средств явно недостаточно. Мы взобрались на самый верх и стали взирать на городские кварталы. На обратном пути Муса эфенди предложил пробить разок в тот колокол, однако монах предостерег нас от этого шага, по его словам, в колокол звонят лишь по великим христианским праздникам. Было очевидно, что церковь, как и колокольня, прилично обветшали и требуют серьезного ремонта, мы поинтересовались, почему же не предпринимаются шаги в этом направлении. Нам объяснили, что храм принадлежит разным церквам и единомыслия между ними нет. Было странно, что христиане во многих делах выступают сообща, а вот в деле сохранения и восстановления одной древних святынь не могут объединить свои усилия.
После этого мы направились осматривать мечеть. Возможно из-за того, что мусульман в городе не так уж много, здесь мечети были не такие уж примечательные и не представляли особо исторической ценности. Проходя по улице, мы обратили внимание на господина в туркестанской тюбетейке, оживленно торговавшего в одной из лавок. Мы не ошиблись, действительно, это был узбек, уроженец Ферганы по имени Абдулкарим. Он, остерегаясь большевиков, покинул родные места и через Афганистан добрался до Куддеса. И вот теперь обосновался в городке Бейтульахм, открыл здесь магазинчик и ведет торговлю. Он несказанно обрадовался нам и, прикрыв лавку, в душевном порыве пригласил нас в гости к себе домой на чашку чая, познакомил со своей супругой и двумя детьми. Его старшая трехлетняя дочь еще смахивает на узбечку, однако лепечет только по-арабски, так как мать ее арабка. Ферганец досадовал, что давно не получал вестей с родины.
Затем мы возвратились в Куддес и принялись осматривать достопримечательности, которые остались незамеченными. Главная из них, привлекшая наше внимание, – крепостные стены, окружающие плотным кольцом весь город. Эти стены настолько крепки и высоки, что поражаешься тому, как выстроенная четыреста лет тому назад стена сохранилась в первозданном виде – на ней не видно ни единой щербинки или выбоины! Она возведена при Сулеймане Кануни (Сулейма́н I Великоле́пный (1494-1566) десятый султан Османской империи).
Эти земли были присоединены к Турции во времена его отца султана Селима. Рассказывают, что Сулейман Кануни во время посещения Куддеса спросил у горожан: «Осмотрев ваш замечательный город, я желаю преподнести вам подарок. В чем вы нуждаетесь?» Жители Куддеса долгое время испытывали трепет и были в ужасе перед полчищами бедуинов, которые периодически совершали опустошительные набеги и потому попросили Сулеймана Кануни возвести крепостные стены вокруг города. Султан выполнил свое обещание, и жители города вздохнули с облегчением. Естественным было нашим желанием было осмотреть стены крепости, но для этого потребовалось не менее четырех часов. Мы тщательно осмотрели стены и проемы крепости, места, где стояли караулы, слушали подробный рассказ об истории возведения укреплений, а также объемы затраченных на ее строительство материалов.
Несомненно, на ее строительство ушла огромная сумма денег, рабочей силы. Здесь в течение нескольких лет трудились двадцать тысяч рабочих. На нее ушло столько камня и других материалов, при помощи которых можно было бы возвести пять таких городов, как теперешняя Анкара. Над сооружением крепости трудились все турецкие архитекторы того времени. Что же подвигло турецкого султана – самого сильного правителя той эпохи возвести эту крепость? Неужели не было места приложения этих трудовых и материальных ресурсов на пользу самой Турции и ее народа? Безусловно, было. В то время таковым местом первостепенной важности, как для тюркского мира, так и для мусульманской уммы была Казань – столица тюрко-татарской нации, Казанского ханства, народы которой сражались против нашествия полчищ Ивана Грозного, ценою жизни отстаивали свое право исповедовать ислам, сохранять свою культуру и традиции.
Защитники Казани, видя превосходство захватчиков и невозможность устоять перед напором противника, обратились от имени мусульман к халифу Сулейману Кануни, читали в своих мечетях хутбы с просьбой оказать поддержку в сохранении знамени ислама. Казанцы видели в нем своего защитника, старшего брата, стоящего на страже всего тюркского мира. Они сквозь слезы умоляли его помочь им хотя бы небольшим войском или словами в защиту от неприятеля. Сулейман ответил: «Я – халиф всех мусульман, султан всего мироздания, падишах морей, эмир всех эмиров. Мне не пристало заниматься такими мелочами, как защита Казани. Я занят более важными делами: строительством крепости вокруг Куддеса, завоеванием острова Крит, осадой Вены. Ступайте, не морочьте мне голову!» С этими словами он выпроводил послов из Казани, которые еле сдерживали слезы.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.