• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что говорил Ш. Марджани об увлечении музыкой?

Время чтения: 3 мин
4854

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Смелость Марджани проявилась и в том, как он  вынес на обсуждение  и  трактовал вопросы об отношении мусульман к музыке и изящной словесности. Известно, что мелодичность в качестве чуда была ниспослана одному из пророков Всевышнего (здесь имеется в виду Пророк Дауд (мир ему), который так напевно читал Тору, что окружавшие его птицы, предавались танцам) и почиталась как одна из составных частей математики.

Выдающиеся философы и ученые Древней Греции, Египта, а также арабы и турки, в том числе Абу Али ибн Сина и имам Фараби и многие другие исследовали музыку, но в то же время были изобретателями нескольких видов музыкальных инструментов. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в юные годы любил слушать песни воинственного содержания своих соплеменников, нравилось это и хазрати Айше (радыйАллаху анху). Однажды хазрати Абу Бакр запретил петь и исполнять музыку девочкам, собравшимся в доме Айши (радыйАллаху анху), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) разрешил им веселиться. В период хаджа около горы Арафат, перед Раузаи Мутаххара (светлым садом) в Благословенной Медине, мечетями Султана также исполнялись боевые песни, в сопровождении музыкальных инструментов.

В различных уголках мусульманского мира, особенно в суфийских обществах музыка играет большую роль.

Музыка оказывает благотворное влияние на природу человека, облагораживает ее, возвышает и очищает, расширяет кругозор и это не подлежит сомнению, так как доказано наукой.

И что примечательно, она благотворно сказывается и на животном мире. Однако она считалась недозволенным-харамом и об этом свидетельствуется в риваяте как однажды Расулюллах (мир ему и благословение Всевышнего) прикрыл уши, посчитав неприемлемым слушать музыку.

Кроме того в одном из хадисов, который передал Али аль-Кари, имеется следующее замечание, дескать, «прослушивание музыки – греховно, а наслаждение ею является куфром». Здесь речь идет именно об исполнении на музыкальных инструментах. Причем не учитывались высказывания, некоторых ученых. Например, глубоко исследовавший данный вопрос имам Газали утверждал, что нет доказательств недозволенности в самой сути этих запретов. Хотя были отдельные хукмы по поводу места исполнения музыки или некоторых текстов песен.

Если начнем подробнее анализировать сей благородный хадис, то воочию увидим, что сведения, полученные из рук весьма узкого круга людей не внушают доверия, а потому не моут служить основанием к доказательству недозволенности.

Во-вторых, в данном хадисе речь идет не о музыкальных инструментах, а о шуточных припевках Надира ибн Хариса, который позаимствовал слова из ироничных и насмешливых куплетов из персидской поэзии о правителях. Об этом упоминается и в Благородном Коране, в котором сказано, что человек, прислушивающийся к насмешливым и язвительным известиям, собьется с праведного пути.

(продолжение следует)

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle