«Черные» белые - потомки рабов предпочитают не вспоминать о своих предках
Широко известно о рабстве негров в США и борьбе за его отмену, но гораздо меньше известно о том, какое влияние африканцы оказали на формирование стран Латинской Америки. Но ведь вывезенных из Африки чернокожих рабов, среди которых, по самым скромным подсчетам было не менее 30% мусульман, в рамках «Золотого треугольника» завозили не только в Северную, но и в Южную Америку.
Миллионы африканцев в трюмах невольничьих кораблей были перевезены в Бразилию. На сегодняшний день половина населения этой страны имеет африканские корни. Африканская культура сыграла важную роль в формировании бразильской культуры, повлияв, в том числе, и на тамошнюю кухню.
В соседнюю с Бразилией Аргентину африканцев начали завозить в конце 16 века, главным образом для работы на плантациях в районе Рио де ла Плата.
К началу 19 века они составляли до половины населения некоторых провинций страны.
В столице - Буэнос-Айресе они составляли около трети населения.
Со второй половины 19 века процент чернокожих в составе населения стал снижаться.
Этот факт объясняется очень просто: в 1865-1870 годах Аргентина воевала с Парагваем и из чернокожих были сформированы целые части, которые посылали в самые опасные места.
Те жизни, которые не унесла война, унесла эпидемия желтой лихорадки в Буэнос-Айресе в 1871 году. По приказу тогдашнего президента Аргентины Доминго Сармиенто чернокожих не выпускали из тех районов столицы, где свирепствовала болезнь, и не оказывали никакой медицинской помощи.
Множество чернокожих также бежало в Бразилию и Уругвай, где к ним относились более гуманно.
Теперь Аргентина считается страной с подавляющим большинством белого населения, но на самом деле чернокожие не исчезли из страны.
Все дело в том, что, как и в любом обществе, где у большинства людей смешанные предки вопрос о происхождении очень запутанный и чувствительный. Иметь черных предков в родословной считается «неправильным» и поэтому по умолчанию люди с разными оттенками кожи считаются «белыми». В Аргентине рассказывают в качестве анекдота случай, имевший реальное место в жизни: когда в 50-х годах в страну приехала известная негритянская певица Жозефина Бейкер, она спросила у министра здравоохранения Рамона Карилио, который также был чернокожим: «А где же в этой стране негры?». Тот ответил ей: «Их здесь всего два – вы и я».
По сведениям демографов, как минимум, 1 миллион современных аргентинцев имеют своими предками чернокожих, а в Буэнос-Айресе около 10% населения – потомки черных рабов.
Однако на государственном уровне принята политика замалчивания той роли, которую сыграли черные рабы в развитии страны.
В связи с этим профессор университета Буэнос-Айреса Мириам Гомес, занимающаяся изучением истории чернокожих рабов в Аргентине пишет: «Людям годами внушали идею, что в Аргентине нет чернокожих. Об этом даже говорится в школьных учебниках. В нашем обществе сильны расовые предубеждения и люди очень хотят верить, что они белые и потомки белых. Если у человека всего лишь капля «белой» крови он считает себя белым».
Это дополняется еще и тем, что в течение многих десятилетий иммиграция в Аргентину происходила в основном из Европы и люди с африканской кровью смешивались и предпочитали скрывать свое истинное происхождение.
«Если вы будете искать здесь людей с очень темной кожей вы их не найдете, - продолжает Гомес, - здесь уже все смешались. Целью «исключения» чернокожих из аргентинской истории является желание всех сменяющих друг друга аргентинских правительств представить страну как продолжение «белой» Европы в Латинской Америке. Участие африканцев, [многие из которых по происхождению были мусульманами] в истории Аргентины, использование рабского труда окружены заговором молчания. Все это демонстрирует расизм правящей элиты страны, которая рассматривает выходцев из Африки как нецивилизованных дикарей».
Ильдар Мухамеджанов