Акида ученых ахль ас-сунна ва аль-джама‘а
Мне бы хотелось рассказать о том, каким способом ученые, приверженцы Сунны и коллектива (ахль ас-сунна ва аль-джама‘а) противостояли религиозному фанатизму и экстремизму и какую высокую степень они имели перед уммой. Они сыграли огромную роль в деле защиты шариата, а также защиты единобожия, отрицая и опровергая ложь фанатиков и лжецов.
На сегодняшний день существует много видов проявления религиозного фанатизма и экстремизма и я бы хотел рассказать именно о том, каким образом великие ученые исламской уммы противостояли им. Следует отметить, что великие ученые Ислама собрали в себе такие благородные качества, как знание, богобоязненность, скромность, смиренность, служение Исламу, любовь и милость к мусульманам.
Всевышний Аллах сказал: «Они не перестанут разногласить, кроме тех, кому проявил милость твой Господь. Для этого Он сотворил их».
По мнению некоторых ученых, данные слова Всевышнего Аллаха означают, что Всевышний Аллах не сотворил людей для того, чтобы они разногласили между собой, но для того, чтобы они придерживались единства и проявляли милость друг другу. По мнению некоторых других ученых, слова Аллаха означают, что Аллах сотворил тех, кто проявляет милость к другим, чтобы они проявляли милость даже тогда, когда они разногласят с другими.
Великие ученые Ислама являются лучшими знатоками о течений и сект, ибо они вели диспуты с ними, изучали их труды и вероучения, и опровергали их взгляды, поэтому мы должны придерживаться слов этих ученых, изучать их труды и следовать за ними.
Одним из первых таких великих ученых является имам Малик ибн Анас аль-Асбахи, которого прозвали имамом Медины и который считается основателем маликитского мазхаба (умер в 179 по хиджре). Он опровергал мнение тех, которые выносили такфир всем людям подряд. Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малик говорил: “Мурджииты допустили ошибку и произнесли недостойные слова, когда сказали, что даже если человек разрушит Каабу и будет делать все, что пожелает, он является мусульманином”. Его спросили: “Что ты думаешь о них?”, на что он сказал: “Всевышний Аллах сказал: “Если они принесут покаяние, будут выстаивать молитву и выплачивать закят, то они – ваши братья по религии ”» .
Однажды Абу Ханифа сказал Малику: «Мы придерживаемся идеологии, которую хотим озвучить тебе. Если ты считаешь ее правильной, то мы будем дальше ее придерживаться, но если ты посчитаешь ее неправильной, то мы откажемся от нее. Наша идеология заключается в том, что мы не считаем неверующим того верующего человека, который совершил тот или иной грех и считаем всех грешников мусульманами». Малик сказал: «Я считаю, что это правильно».
Среди таких великих ученых также является имам Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари (умер в 324 году по хиджре), который был знатоком в области науки Калам (религиозная философия). Он проводил диспуты с приверженцами различных сект и разработал множество великих правил, основная мысль которых заключается в том, что разногласие среди мусульман является предписанной вещью, однако разногласие не должно вносить раздор среди мусульман.
Он говорил: «Мусульмане, после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали разногласить между собой в некоторых вопросах, и некоторые из них стали объявлять других заблудшими и неверующими, вследствие чего они стали разрозненными, однако Ислам объединяет их и делает их сплоченными».
Аз-Захаби сказал, что аль-Аш‘ари перед смертью позвал к себе Захира ибн Ахмада ас-Сархаси и сказал ему: «Будь свидетелем того, что я не объявляю неверующим никого из приверженцев Киблы, ибо все они поклоняются одному Богу» . Термин «приверженцы Киблы» (ахль аль-Кибля) включает в себя всех приверженцев течений, которые уверовали в Аллаха и в Его Посланника, независимо от того, совершали они намаз или нет, как об этом сказал шейх Заррук в своей книге «Шарху рисаляти ибн Аби Зейд».
Также имам аль-Аш‘ари, разъясняя позицию ученых, приверженцев Сунны, говорил: «Они [ученые] не объявляют неверующими никого из числа приверженцев Киблы за совершенный грех, как прелюбодеяние, воровство и другой тяжкий грех. Они считают такого человека верующим, несмотря на то, что он совершил тяжкий грех».
Другой великий ученый Ислама, имам Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Таййиб аль-Бакылляни (умер в 403 году по хиджре), сказал: «Я считаю, что неверие – отрицание существования Аллаха, а вера – признание существования Аллаха. Следовательно, никто не будет считаться неверующим за своо высказывание и мнение до тех пор, пока не будет отрицать существование Аллаха».
Другой великий ученый Ислама, имам Абу Хамид аль-Газали (умер в 505 году по хиджре), сказал: «Необходимо остерегаться от такфира (объявления людей неверными), ибо разрешать пролить кровь тех, которые совершают намаз в сторону Киблы и тех, которые говорят: “Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Его Посланник”, является большой ошибкой».
Он также сказал: «Необходимо беречь язык и не объявлять неверными приверженцев Киблы, которые говорят: “Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Его Посланник”, ибо объявление их неверными – опасно».
Другой великий ученый Ислама имам Такый ад-Дин ас-Субки (умер в 756 году по хиджре) сказал: «Благой нрав и богобоязненность не позволят человеку, чтобы он вывел кого-либо из Ислама, ибо это – опасное явление».
Все вышеприведенные ученые, придерживались серединного пути, толерантную, гибкую и милосердную позицию относительно вопроса такфира, ибо они обладали глубокими знаниями в религии Аллаха и толковали Ислам правильным образом.
Бу Бакр ибн Абдуллах Са‘дави – алжирский исследователь, директор Арабского центра письменности в Шардже.