• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Умирая, не умрет герой..." Трагическая гибель Мусы Джалиля

Время чтения: 7 мин
7396

Умирая, не умрет герой —

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

25 августа 1944 года в 12:18 фашистскими захватчиками был казнён Муса Гумеров, он же Муса Джалиль, воин, поэт, главный труд которого приобрёл широкую известность спустя многие годы после его гибели и по сей день вызывает неподдельные эмоции, проникая до самых потаённых уголков сердца каждого жителя земли.

Сегодня исполняется 113 лет со дня рождения Мусы Джалиля. Поэт появился на свет 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии, в семье крестьянина Мустафы Залилова. Каждый год на площади Первого мая у его памятника собираются родственники героя, молодёжь и старшее поколение – все те, для кого это имя стало не просто записью на бумаге, а целой вехой в судьбе всего татарского народа; те, чьи струны души дрожат, голос срывается, когда произносятся строки из стихотворений Джалиля, а глаза наливаются жгучими слезами от одного взгляда на «Моабитские тетради».

«После войны кого-то из нас недосчитаются...» — этой фразой отреагировал Джалиль на известие о начале Великой Отечественной войны. На фронт поэта призвали 13 июля, определив его в артиллерийский полк конным разведчиком.

Одновременно с началом военных действий в Казани состоялась премьера оперы «Алтынчеч», либретто к которой было написано именно Мусой Джалилем. Писателя отпустили в увольнение, и он пришёл в театр в военной форме. После этого случая командование части узнало, что за боец у них служит. Его тут же хотели демобилизовать или отправить в тыл, однако поэт воспротивился: «Моё место – среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов».

Какое-то время он был в резерве при штабе армии в маленьком городке Малая Вишера. В результате Джалиль стал сотрудником фронтовой газеты «Отвага» на Ленинградском фронте, где большую часть своего времени всегда был на передовой, собирая необходимый материал и выполняя приказы командования. Иногда за день ему приходилось ходить по 30 км.

Если выпадали поэту свободные минутки, он писал стихи. В самых сложных фронтовых буднях родились такие замечательные лирические произведения, как «Смерть девушки» и «Слеза»; «Прощай, моя умница» и «След». Муса Джалиль говорил: «Я пока пишу фронтовую лирику. А большие вещи сделаю после нашей победы, если буду живой».

Те, кому довелось быть рядом со старшим политруком Ленинградского и Волховского фронтов Мусой Джалилем, поражались, насколько этот человек всегда мог сохранять выдержку и спокойствие. Даже в самых тяжёлых условиях, попав в окружение, когда не оставалось ни одного глотка воды и сухарика, он учил однополчан сцеживать сок с берёзы и находить съедобные травы и ягоды.

В письме товарищу он писал про «Балладу о последнем патроне». К сожалению, мир так и не узнал это произведение. Скорее всего поэма была о том единственном патроне, который политрук оставлял для себя на самый страшный случай. Но судьба поэта повернулась иначе.

Уже весной 42 поэт попал в окружение, а 26 июня оказался в плену. В советской армии Джалиль с этого момента считался пропавшим без вести, а на самом деле начались его длинные скитания по немецким тюрьмам и лагерям. С этого момента начинается новый период его жизни, один из самых тяжёлых.

«Что делать?

Отказался от слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след».

Здесь он особенно понял, что такое фронтовое товарищество и братство. Больных и раненых фашисты убивали, выискивали среди заключённых евреев и политруков. Товарищи всячески поддерживали Джалиля, никто не выдал, что он политрук, раненого его буквально переносили из лагеря в лагерь, а во время тяжёлых работ специально оставляли его дневальным по бараку.

Поправившись от ранения, Муса оказывал всяческую помощь и поддержку своим товарищам по лагерям, последний кусочек хлеба он делил с нуждающимися. Но самое главное, огрызком карандаша на клочках бумаги Джалиль писал стихи и по вечерам читал их пленным, патриотическая поэзия о Родине помогала заключённым переживать все унижения и трудности.

Муса хотел быть полезным своей Родине даже здесь, в фашистских лагерях Шпандау, Моабит, Плётцензее. Несмотря на большое давление, татарский поэт остался верен себе и своей Родину и там, в плену, стал членом подпольного антифашистского комитета.

Участников подпольного движения сослали в берлинскую тюрьму Моабит, где каждый день проходили допросы с использованием всех видов физического и морального насилия. Тяжело было не сломаться. У каждого был свой способ сохранить себя, остаться Человеком, верным себе самому, своей семье, своему народу и Родине.

Для Джалиля этой возможностью, отдушиной стали его стихи. С бумагой для творчества ему помогли другие военнопленные. Однако на протяжении всего своего заключения вплоть до казни поэт переживал о том, что там, на далёкой родной земле, никто не узнает, что с ним случилось, не узнают, что он остался верен своим идеалам, не стал предателем, не перешёл на сторону фашистов, истребляющих его народ.

Приговор подпольщикам был вынесен в феврале 1944 года, и с этого момента каждый день они стали ожидать своей смерти.

25 августа 1944 года подпольщики Муса Джалиль, Гайнан Курмашев, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухалов были казнены в тюрьме Плётцензее.

Немцы, присутствовавшие в тюрьме и видевшие их в последние минуты жизни, рассказывали, что держались они с удивительным достоинством. Помощник надзирателя Пауль Дюррхауер отмечал: «Мне ещё не приходилось видеть, чтобы люди шли на место казни с гордо поднятой головой и пели при этом какую-то песню».

Сегодня, через 113 лет после рождения великого героя татарского народа в стенах Национального музей вновь были вынесены фрагменты «Моабитской тетради» в сопровождении двух курсантов Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища. Эти строчки, написанные впопыхах, не могут оставить равнодушным любого, у кого есть сердце…

Стихи из Моабита попали в руки нужного человека – поэта Константина Симонова. Он организовал их перевод на русский язык и доказал всему миру патриотизм политической группировки под руководством Мусы Джалиля, организованной прямо под носом у фашистов, в лагерях и тюрьмах. Симонов написал о Мусе статью, которую напечатали в 1953 году в одной из советских газет. С клеветою на Джалиля было покончено, и по стране началось триумфальное осознание подвига поэта.

В рамках торжественных мероприятий на татарском, русском и украинском языках были зачитаны стихотворные произведения Джалиля участниками конкурса, объявленного Молодёжной ассамблеей народов Татарстана. Порядка 24 ребят разных национальностей с абсолютно разных уголков мира зачитывали полюбившиеся им стихотворные произведения поэта.

Татарстан, Москва, Казахстан, Таджикистан, Турция, Украина – впервые интернет-конкурс стал поистине международным. Безусловно, одним из самых завораживающих, заставляющих трепетать сердце стали строки из стихотворения «Варварство», которое невозможно слушать, не представляя те ужасные картины, которые имели место быть в годы Великой Отечественной войны.

Кульминацией мероприятия стал вынес «Моабитских тетрадей» старшим научным сотрудником отдела изображений и документации Нацмузея РТ Фаниёй Степановой.

«Нет, врешь, пaлaч, не встaну нa колени,

Хоть брось в зaстенки, хоть продaй в рaбы!

Умру я стоя, не прося прощенья,

Хоть голову мне топором руби!

Мне жaль, что я тех, кто с тобою сроден,

Не тысячу — лишь сотню истребил.

Зa это бы у своего нaродa

Прощенья нa коленях я просил».

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle