• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Знания ведут человека к совершенству, а невежество - к деградации

Время чтения: 5 мин
4164

У истоков второй волны распространения просветительского движения среди татарского народа конца XIX – начала XX веков стоял Гаяз Исхаки, выдающийся деятель татарского национального движения, непревзойденный писатель и публицист, издатель и политик.

Получив дополнительный импульс, это движение обогатилось политическим содержанием, политической программой, острием которой стала идеология революционных демократов. Среди выдающихся участников этого течения, включающего в себя блестящую плеяду татарских литераторов (Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, М. Гафури), отдельное место занимает Гаяз Исхаки.

Классик татарской литературы, выдающийся драматург, крупный национальный политический деятель и известный представитель татарской общественной мысли Гаяз Исхаки родился 22 февраля 1878 года в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье авторитетного и образованного муллы Гилязетдина. В возрасте 5 лет Гаяз начинает учиться и в короткие сроки осваивает программу начальной школы. Будучи способным учеником, будущий классик литературы с малых лет отличался высоким уровнем понимания книг на арабском и персидском языках.

В 1890 году родители отдают его в Чистопольское медресе для продолжения учебы. Оставшись неудовлетворенным местным уровнем преподавания, Гаяз Исхаки в 15 лет уезжает в Казань, где и начинается его новая жизнь.

В Казани во время учебы в медресе под началом Галляма хазрата Гаяз знакомится с первым тюркским периодическим изданием – газетой «Тарджеман», издававшейся известным просветителем Исмаилом Гаспринским. Со страниц газеты звучал призыв к возрождению тюркских народов, к пробуждению и просвещению.

Параллельно изучению газеты молодой шакирд проявляет интерес к литературе на тюркском языке, читает повести и рассказы, турецкие газеты. Но и этого юноше оказывается мало – Гаяз обращается к произведениям западных авторов, начиная с русских поэтов и писателей. Однако только эта литература не удовлетворяет его, и он обращается к изучению произведений западных авторов, прежде всего русских. Изучив русский язык, Исхаки в 1899 году переводит повесть Пушкина «Капитанская дочка» на татарский язык.

Всю деятельность Гаяза Исхаки можно разделить на три направления:

  • литературная деятельность,
  • политическая деятельность
  • национальное движение. 

Если говорить о литературной составляющей творчества Исхаки, то свой первый рассказ он пишет в 17 лет. В 1900 году завершает еще два произведения: рассказ «Кэлэпушче кыз» («Вышивальщица тюбетеек») и драму «Оч хатын берлэн тормыш» («Жизнь с тремя женами»). Для его ранних произведений характерна идея о том, что знания, образованность ведут человека к совершенству, а невежество, необразованность, пренебрежение общепринятыми моральными нормами приводят к нравственному падению личности, к деградации, то есть пропагандирует идею просвещения.

В 1901 году Гаяз Исхаки со своими единомышленниками создает тайное студенческое общество «Шэкертлек» и выпускает рукописную газету под названием «Тэрэккый».

Повесть «Ике йоз елдан сон инкыйраз» стала программным произведением Исхаки, где он поставил вопрос о существовании и возможном исчезновении с лица Земли целой нации – татарской. Автор отмечает процесс постепенного растворения татар среди других народов, падение нравственности среди молодежи, когда нет соответствующих условий для получения настоящего образования на уровне европейских стандартов. Озвучив существующую проблему, Гаяз Исхаки предложил пути решения.

Во-первых, нужно постоянно проводить работу среди народа, открыть новые учебные заведения и перестроить действующие, где преобладает схоластика, а в медресе должны изучаться наряду с другими и научно-практические дисциплины.

Во-вторых, следует распространять научную литературу, издавать такие книги, которые бы побуждали татар к деятельности по изменению нынешней ситуации, но в то же время не забывать и о многовековых традициях воспитания.

В-третьих, писатель призывает к тому, чтобы начатое дело всегда доводилось до конца.

Вопреки собственному желанию поступить в Казанский университет, в 1903 году литератор возвращается в родную деревню для исполнения обязанностей муллы вплоть до революции 1905-1907 годов. 

Русская революция 1905-1907 годов стала переломным моментов для Гаяза Исхаки и кардинально изменила его взгляды. Если ранее молодой писатель зарекомендовал как классический просветитель-джадидист, то уже в 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар.

Когда в феврале 1917 года буржуазно-демократическая революция в России одержала победу, Гаяз Исхаки предстает перед общественностью, перед своим народом в качестве выразителя общенациональных интересов.

О том, на каких принципах возможно объединение татарского народа и тюрко-мусульман России Гаяз Исхаки изложил в докладе на I Всероссийском съезде мусульман, состоявшемся в Москве в мае 1917 года. В основе создания общей платформы тюрко-мусульман он видел три фактора: ислам, демократию и право на самоопределение. Эта программа стала выражением позиций тех кругов интеллигенции мусульманских народов, которые конечную цель революционной борьбы в России видели в осуществлении прав своих народов на выбор собственного пути в условиях демократических свобод.

В эмиграции Гаяз Исхаки занимался в основном политической работой, но и не прекращал свою литературную деятельность. Наиболее известными произведениями, написанными в эмиграции, являются драмы «Между двух огней» и «На волнах», романы и рассказы «По дороге домой», «Осень», «Великий праздник» и комедия «Жан Байвич». В 1928 году он начал издавать в Берлине журнал «Милли юл» (Национальный путь).

В 1934—1938 годах Гаяз Исхаки совершил поездку по Маньчжурии, Корее, Японии, Арабскому полуострову и Финляндии. В этих странах он проводил работу по организации татарских эмигрантов. Во время своего пребывания на Дальнем Востоке, где тогда проживала значительная часть эмигрантов-татар, Исхаки организовал издание газеты «Милли байрак» (Национальное знамя). Созванный в это время на Дальнем Востоке Национальный Курултай избрал Гаяза Исхаки председателем Национального Совета. В городе Мукдене в феврале 1935 года по его инициативе был созван Мукденский конгресс.

Гаяз Исхаки скончался в Анкаре, а похоронен был на кладбище Эдернекапы (Стамбул, Турция).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle