"В мусульманской традиции есть своя красота. Это и есть то, что находится в нас с вами"
Что же такое традиционный ислам? Един ли он для всех, или существуют свои, региональные, национальные особенности, этнические обряды, ставшие единым целым с религией Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)? И как философские основы исламской традиции могут противостоять деструктивным течениям? Об этом со студентами Российского исламского института рассуждал старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин РИИ Исмаил Наширбанов.
- Сам термин «традиционный ислам» довольно расплывчатый. Даже для жителей Волго-Уральского региона это понятие может казаться разным, но не быть таковым, поскольку уже включаются некие ритуалы, обрядовые практики, которые лежат в основе и передаются из поколения в поколение.
Радикальные течения сами по себе, экстремистские организации, девиантное поведение в целом – это то, что в действительности к традиционным общества не имеет никакого отношения. Увлечение подобными идеями входит в диссонанс с общим культурным, историческим, религиозным бэкграундом. В основе увлечения радикальными идеями лежат психологические факторы.
- Существует некая идеологическая база, являющаяся фундаментом для возникновения радикальных настроений. Но главным лейтмотивом всё же является психология. Если бы подобное поведение было бы характерным для всех людей, то единственным обществом, которое мы смогли лицезреть, было бы общество экстремистское. К примеру, давайте проанализируем общество Саудовской Аравии, которая является родиной ваххабизма. Даже сейчас там намечаются очень серьёзные изменения, которые напрашивались очень давно. Среди саудийцев немало людей, отстаивающих секулярные взгляды, не разделяющих навязанные обществом приоритеты. Такие люди вынуждены мимикрировать, поскольку иначе будут подвергнуты серьёзному наказанию со стороны государства. Подобную ситуацию можно наблюдать и в Иране. Однако общество уже давно готово и буквально требует изменений.
Модель поведения, которая навязывается всему обществу, не может работать, поскольку люди совершенно разные и не могут думать одинаково. Нельзя забывать о плюрализме мнений, который также характерен и для ислама.
Но всё-таки что же такое «традиция»? Обратимся к философскому словарю. «Традиция – анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется в своём поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать всё общество в определённый период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в так называемом традиционном обществе, где традиции определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни».
- Мы с вами считаем, что люди, населяющие регион Волго-Уралья, являют собой традиционное общество, так как в этом обществе существуют традиционные, устойчивые воззрения, определённая система ценностей. Плюс ко всему наше общество патриархально, что для нас – одна из традиционных черт.
Каковы же условия формирования традиции как философского феномена?
- Определённый временной отрезок.
- Среда (нельзя рассматривать традиционный ислам в отрыве от тех, кто дал начало этим идеям или воспринял их и сделал частью своего образа жизни).
- Наследие – совокупность исторически сложившихся обычаев, ритуалов, практик, характерных для традиционных сообществ.
Перейдём к исламской традиции, которая включает в себя:
- Акыйда – вероубеждение (ашаритская и матуридитская).
- Религиозное право – 4 мазхаба (маликитский, ханафитский, шафиитский и ханбалитский).
- Исламский мистицизм – тасаввуф (суфизм). Эта традиция восходит к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) и основана на простом осознании воли Всевышнего Аллаха и Его владычестве. Речь идёт о пересмотре своего отношения к сотворённому и Сотворившему, бренному и вечному.
- Вновь возвращаясь к идее традиционности, мы попытались обозначить те моменты, которые для нашего с вами мышления, для нашего этноса, нашей истории являются традиционными. Всё то, что не соответствует этим трём принципам, является для нас чуждым и не приживётся. К примеру, если вдруг татарин переходит в маликитский мазхаб, то у нас сразу же возникает диссонанс, потому что нетрадиционно, необычно. Именно поэтому русские мусульмане, когда пытались создать религиозные основы для существования своего сообщества, решили взять для себя маликитский мазхаб, чтобы как-то дистанцироваться от ханафитов-татар и шафиитов-кавказцев. Нужно понимать, что у русских, обращающихся в Ислам, мусульманской традиции нет – они в ней не жили и не воспитывались. Но есть целое сообщество, группа разделяющих единые взгляды. И они выбрали себе мазхаб, заложив основы традиции русских мусульман.
Если же говорить таких деструктивных организациях, как ваххабизм, то идеологических основ у него нет.
- Ни одно государство не имеет права навязывать свои взгляды, собственный образ жизни всему миру. Ваххабиты могли бы говорить, что они против того, что османский давлет навязывает свою идеологию. Но уже почти 100 лет как не насаждает. И в этом отношении ваххабизм ущербен, он не традиционен. Взять тот же Хизб-ут-Тахрир (запрещен в РФ - прим.), который пропагандирует идею о том, что добрые дела вне рамок халифата не принимаются. Это же абсурд. По воле Всевышнего прекратилось существования халифата, и на мусульманах не лежит обязанность его восстановления. Создатель не накажет мусульман за то, что они не строили халифат своими руками.
Следование подобным идеям должно рождать у мусульманина диссонанс, разрыв шаблонов с традиционными ценностями. Но этого не происходит. Почему? Виной всему психология.
- Не такой как все, неподчинение, желание идти против системы, нонконформизм – всё это играет свою роль. Но на психологии нельзя строить своё отношение к религии, тем более говорить о том, что моя религия – это психология. «Поэтому я готов свою жизнь вечную поставить на эти сиюминутные мои желания».
В мусульманской традиции есть своя красота, своя изюминка. Это и есть то, что не вызывает сопротивления, а находится в нас с вами.
Ильмира Гафиятуллина, Казань