• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Участие женщин в террористических организациях обсудили на кругом столе "Россия и исламский мир"

Время чтения: 6 мин
1446

Круглый стол «Россия и исламский мир: межцивилизационное взаимодействие в условиях мировой глобализации»

Какова роль России в соединении Востока и Запада? Какой вклад вносит Татарстан в развитие отношений между Россией и исламским миром? Где те точки соприкосновения между идентичностью и лояльностью? Это лишь часть вопросов, которыми задались участники круглого стола «Россия и исламский мир: межцивилизационное взаимодействие в условиях мировой глобализации», организованного группой стратегического видения «Россия – исламский мир» и Центром исламоведческих исследований АН РТ.

В рамках круглого стола маститые учёные и молодые преемники обсудили такие вопросы, как влияние политических аспектов глобализации на межцивилизационное взаимодействие по линиям "Запад-Восток", "Север-Юг"; религия как фактор кристаллизации этнической идентичности; этнические и религиозные меньшинства в глобализирующемся мире; политика мультикультурализма: всемирная панацея или иллюзия; религиозное возрождение: достижения и побочные эффекты и цивилизационные аспекты межрелигиозного диалога.

В дискуссии также приняли участие Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук и профессор К(П)ФУ, и Александр Хохлов, доцент К(П)ФУ, которые рассказали о том, какую роль сыграл Волго-Уральский регион в контактах Евразийского мира и каковы на сегодняшний день результаты работы российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – ислам».

- Все периоды мировой истории характеризуются широкомасштабными социально-политическими и культурными потрясениями и травмами, которые они наносят этническим группам. Проходя через все эти потрясения, словно из доменной печи, выплавляются современные народы, формируется их идентичность. Большую роль в кристаллизации этнической идентичности играет религия, - отметил Андрей Денисов, научный сотрудник ЦИИ АН РТ.

Что касается возрождения религиозных движений, то можно с уверенностью отметить, что это является своеобразным ответом на всё более унифицированный мир в культурном плане с засильем космополитических ценностей. Можно сказать, защитой своей избранности. Марк Юргенсмейер даже назвал этот феномен «Новой Холодной Войной против Запада».

- Нынешнее Исламское возрождение против Западного секуляризма, было подчёркнуто в Иранской революции. Она не только изменила политику государства с мусульманским большинством, но также развернуло широкую реакцию в Европейских национальных государствах. Эта реакция была основа на этноцентризме против мигрантов-мусульман. Вообще европейская имперская экспансия на Ближний Восток и Северную Африку, начиная со вторжения Наполеона в Египет, была потрясением для мусульман. Часть мусульманских интеллектуалов под влиянием западной науки, обратилась к различным формам исламского реформизма и пан-исламским движениям. А позже и к национализму, отвергая Ислам в пользу сначала либеральных, а затем социалистических идеологий, которые бы освободили их народы и избавили от экономического неоколониализма. Однако это было элитарной реакцией. В 1930-ых годах создаются военизированные мусульманские организации, которые отвергали национальные модели как концепты европейских (неверных) учёных, которые разделяли бы умму и увековечивали европейское господство.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов стал фактор участия женщин в террористических организациях, способы их вербовки и профилактики попадания в радикальные культы.

Нереализованная потребность в значимости, суицидальные наклонности, перекладывание ответственности, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность и отчужденность – всё это подталкивает женщину в распахнутые руки вербовщиков. Катализатором выступает острое переживание неудачи, что приводит к обвинению общества. Ощущение потери жизненных перспектив, целей вкупе с высокой агрессией, поиск сильных ощущений – все это играет лишь на руку террористическим организациям.

Каковы же факторы вовлечения женщин в радикальные группировки?

1. Существующие условия в семье, потеря близких.

2. Вина за утрату женской чести перед семьей и обществом.

3. Одиночество, комплекс неполноценности.

4. Невостребованность, отсутствие самореализации и значимого статуса, пренебрежение со стороны окружающих, стремление к самоутверждению и проявлению своей значимости.

5. Нерешительность, неумение самостоятельно принимать решения.

6. Изолированность от внешних положительных социальных связей и влияния позитивной социальной среды.

7. Агрессивность (это приводит к гораздо более тяжелым последствиям, чем у мужчин), эгоцентризм, стремление к насилию, склонность к жестокости.

8. Зависть и ненависть к преуспевающим людям.

9. Национализм в соединении с религиозным фанатизмом.

Стоит отметить, что больше всего подвержены воздействию вербовщиков девушки в возрасте 16-25 лет. Для этой возрастной группы свойственна высокая подверженность чужому влиянию, внушению и манипулированию. Недостаточная стрессоустойчивость, пониженный инстинкт самосохранения, уменьшение социальных связей и ответственности, романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий способствуют более быстрой радикализации.

В зоне риска оказываются новообращенные из «немусульманских» народов и этнические мусульмане, особенно те, которые обладают определёнными знаниями об Исламе, но выросли вне шариата. Девушки сами ищут религиозных учителей, зачастую им становится интернет, где информация почти не фильтруется. При этом девушки и мужчины забывают, что в истории Ислама нет таких моментов, когда женщин отправляли бы воевать. А самоубийство и вовсе всегда порицалось. Если говорить о новообращённых мусульманках, то их деятельность в террористических организациях идет по следующей схеме: выдали замуж, муж погибает, её превращают в шахидку.

Как же уберечься от вовлечения в экстремистские группировки? Крайне важно помнить, что экстремизм и терроризм часто прикрываются иными целями. Нужно понимать истинные мотивы организации, которые очень часто могут быть скрыты. Стоит более скептически относиться к проявлению неожиданного радушия, выказываемого новыми знакомыми. Ведь это не всегда говорит о проявлении искреннего благорасположения. «Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!» «В жизни не встречал более здравомыслящей девушки» Всё это так называемая «бомбардировка любовью».

Не лишним будет узнать, что члены группы думают о бывших членах организации. Для экстремистов все покинувшие их – враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим последователям страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас».

Также в качестве профилактики можно использовать контрпропаганду, социально-психологические инструменты, каналы взаимодействия между различными конфессиями, конструирование положительной исторической памяти, практику позитивного взаимодействия народов, тренинги, социальные проекты, возможности интернета и многочисленных социальных сетей. Возможно и создание постоянного центра для женщин-мусульманок, где должны работать специалисты различных направлений (психологи, педагоги, богословы и др.).

Хочется отметить, что религия и сейчас продолжает играть жизненно важную роль в процессе формирования этнической идентичности. Основной целью современных религиозных движений является внутренние, а не внешние преобразования. Они хотят морального возрождения традиционной культуры, разрушаемой светскими космополитическими силами. Многие движения появились на свет именно в результате провальной деятельности светских национализмов. Они пропагандируют возращение к более древним религиозным традициям и институтам, чтобы обеспечить аутентичные модели развития.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle