• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарский тюльпан VS индийский "огурец"

Время чтения: 4 мин
8527

С каждым годом становится все популярнее возвращение к своим истокам, к национальному колориту, сохранившему в себе многовековую историю народа с незапамятных времен и до наших дней. Особенно отрадно наблюдать подобную тенденцию среди молодежи, что не может не говорить нам о том, что парни и девушки не столько стремятся обозначить свою национальную принадлежность, сколько отдать должное своим предкам, переняв у них все лучшее. В том числе и национальный орнамент в одежде, о котором мы сейчас и поговорим.

За все время существования национальный татарский костюм прошел довольно длинный путь исторического развития. Ни для кого не секрет, что костюм является самым ярким "определителем" национальной принадлежности, воплощением понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, наряд человека способен рассказать об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере и эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Конечно, наиболее ярко национальные особенности проявляются в женской одежде. Это связано с присущей женщине эмоциональностью и их стремлением к красоте.

Татарский национальный костюм, вобрав в себя множество стилей и времен, стал довольно яркой частицей истории. А ее основой в мужском костюме стали ыштан – шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.

Сейчас, среди изобилия продукции, производимой многочисленными домами мод и поставляемыми во все точки мира, люди могут найти все, что душе угодно, кроме одного – близкого и греющего душу национального колорита. В связи с этим мы можем наблюдать все растущую тенденцию со стороны модельеров и дизайнеров – придание современной одежде национальных черт, украшающих итоговый продукт и придающий ему уникальность. Однако, несмотря на то, что на выходе получается единичный и неповторимый продукт, первопроходцы в этой сфере сталкиваются с немалыми трудностями. По словам дизайнеров, занимающихся возрождением национального орнамента и стиля в современной одежде, тяжело бороться с конкуренцией на мировом рынке.

– Россию сейчас одевают крупнейшие мировые компании в легкой промышленности. В основном, это Китай и Турция. Отсюда мы видим, что современная одежда не обращает внимания на особенности местной культуры, – сетуют дизайнеры. – Конечно, сейчас становится все больше модельеров, изготавливающих одежду с национальным колоритом. Но не стоит забывать, что зачастую такие «специалисты» – самые что ни на есть дилетанты, желающие заработать на желании человека вернуться к своим историческим истокам. К этому еще прибавьте тот факт, что одежда с татарским традиционным орнаментом стоит отнюдь не дешево – от 5 тысяч рублей и выше. Согласитесь, это нельзя назвать работой на массового потребителя.

К тому же большая часть профессионалов в этой сфере зачастую довольно поверхностно знакома с истинными татарскими орнаментами.

К примеру, знаменитые индийские пейсли (огурчики) нередко присваивают татарскому народу вместо родных и милых сердцу тюльпанов.

Отдельное внимание стоит обратить и на трансформацию одежды, соответствующей нормам шариата. Привычные для арабских стран абаи совсем не для татарских девушек. Здесь дизайнеры решили создать образы, которые могли бы сочетать в себе и национальный, и религиозный аспекты. Хорошим решением в этом случае становятся длинные платья с рукавами и юбки в пол, на которые наносятся народные орнаменты.

Безусловно, не обходят стороной дизайнеры и головные уборы: для мужчин это тюбетейки всевозможных цветов и расшивок, а для прекрасной половины – не только красочные платки, но и всеми любимые калфаки, которые можно закреплять на голове как при помощи заколок, так и используя пришитую на калфак резинку.

Здесь художники дали себе полный простор фантазии, создавая головные уборы и на каждый день, и на торжественные мероприятия.

Со всем этим изобилием можно было отчасти познакомится на прошедшем на прошлой неделе «Печэн базары».

А чего стоит такая деталь женской одежды, как фартук! С помощью этого элемента можно создать немало многогранных и неповторимых образов. А воланы, которые воплощают в себе женственность и игривость. А длинные камзолы, а изумительная татарская обувь – ичиги, чувяки. В этом всем заключена уникальность, национальная черта и характерная особенность всего народа.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle