"Шелковый путь" пройдет через Казань
Государственная компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вчера завершила прием заявок на конкурс на проекты высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Окончательно победитель тендера на 21 млрд рублей будет известен 29 апреля текущего года. Разработка всей проектной документации закончится к сентябрю 2016 года, после чего предполагается начать строительство самой магистрали.
Эти подробности стали известны на прошедших недавно в Казани переговорах о будущем ВСМ с участием представителей ОО «РЖД», Татарстана и китайской стороны, которые готовы вложить в проект 10 млрд долл.
Победу пророчат консорциуму из 3 учреждений: московских институтов «Мосгипротранс», «Метрогипротранс» и китайской строительно-инжиниринговой компании Creec.
Институт «Мосгипротранс» созданный в 1931 году, известен прежде всего своими работами по проектированию Байкало-Амурской магистрали. В последние годы в числе работ института значатся скоростное движение на участках Санкт-Петербург – Москва, Москва – Новгород, Москва – Красное.
Победитель получит за свои проектные изыскания 6 млрд рублей в уже в этом году ( из них 5 млрд выделит федеральный бюджет и 1 млрд РЖД), в 2016 г. – еще почти 14 млрд.
Предполагается, что меморандум о сотрудничестве в этом проекте между Россией и Китаем будет подписан в мае этого года, во время визита китайской делегации на празднование 70-летия Дня Победы. Участие Китая в этом проекте обусловлено их вхождением в некое подобие государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии.
В меморандуме говорится, что китайская сторона выделит «эквивалентную 52 миллиардам рублей сумму в долларах США в уставный капитал совместного предприятия и предоставляет эквивалентную 250 миллиардам рублей сумму кредита в китайских юанях или долларах США». То есть в общей сложности более 300 млрд рублей.
При этом названные выше суммы указаны лишь на первом этапе, далее предполагается, что Китай может рассмотреть возможность удвоить эти вложения до 100 млрд рублей, а кредитную часть – до 500 млрд.
При этом интересы китайской стороны заключены в том, что они смогут получать определенную часть доходов от деятельности ВСМ. Конкретно эти условия предполагается обговорить позднее.
Главное условие включения китайцев в этот проект – продление данной высокоскоростной магистрали в конечном итоге до Пекина.
На сегодняшний день общая стоимость магистрали между столицами обеих государств оценивается в 7 трлн рублей. Ее часть ВСМ «Москва – Казань» будет стоить чуть больше 1 трлн.
В случае полного согласования между обеими сторонами предполагается, что ВСМ «Москва–Казань» станет частью магистрали «Шелковый путь» – амбициозного китайского проекта, который должен соединить КНР со странами ЕС.
Московско-казанский участок станет пилотным проектом «шелкового пути». В случае полной реализации ВСМ расстояние между столицами РФ и Татарстана протяженностью 770 км существенно сократит время пути – до 3,5 ч с нынешних 11,5 ч.
Напомним, что чуть ранее, 17 апреля, на железнодорожном вокзале «Казань-2» состоялось открытие третьего в России информационного центра ВСМ Москва-Казань. Тогда премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков заявил о полной поддержке и заинтересованности со стороны республики в этом проекте.
Главной проблемой, которую опасаются отечественные эксперты, является то, что участие Китая может привести к тому, что на железные дороги ВСМ выйдет не российская, а китайская ж/д техника, т.к. КНР заинтересован в этом проекте в том числе и для загрузки собственных заводов по строительству магистралей. У китайских соседей очень большой опыт как в строительстве самих дорог, так и соответствующей современной технике для ее эксплуатации. А это значит, что российская сторона должна максимально жестко пролоббировать свои интересы в этом двустороннем проекте, чтобы не только наши соседи, но российские производители смогли использовать благоприятный экономический эффект от строительства ВСМ.
Ильнар Гарифуллин, Казань
Интересная новость? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!