Рустем Шамсутов: "Ислам Востока уже изучен вдоль и поперек, а наш, татарский ислам, все еще не изведан"
Для всей мусульманской уммы наступил один из самых долгожданных месяцев. Выставка "Свет истины", приуроченная к рождению пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), открывшаяся сегодня в стенах Галереи татарского шамаиля в мечети Кул Шариф, открыла для всех любителей арабской каллиграфии возможность ознакомиться с печатными литографиями XX века.
Стоит отметить, что печатные шамаили, представленные на выставке, ранее уже выставлялись на внимание широкой публики. Однако в этот раз все 17 литографий, три из которых являются современными репродукциями старинных шамаилей, объединены общей темой "Мавлид". В связи с этим шамаили представляют собой предания о высказываниях и поступках пророка (мир ему и благословение Аллаха), его рождение и жизнь, таким образом затрагивая основополагающие темы в искусстве ислама.
Рустам хазрат Батров, первый заместитель председателя ДУМ РТ, отметил обширную деятельность, ведущуюся по возрождению такого традиционного и старинного искусства, как создание шамаилей.
- Татарский шамаиль представляет собой огромный неизученный пласт. Мы всегда подчеркиваем, что шамаиль - это место встречи национального и религиозного. Здесь, в едином сплаве существуют два ручейка нашей жизни. Если традиционный для татарского народа шамаиль на стекле отражает народный ислам, душевный, теплый, домашний, больше несет эмоциональную составляющую, являет собой связь с Всевышним через это стекло, через прорези на красках, то печатный шамиль представляет собой идеи просвещения, является примером рационального ислама. Само создание этого шамаиля - проявление прогресса в его практическом воплощении.
Как отметил Рустем Шамсутов, арт-директор Галереи татарского шамаиля, в ходе проведенной экскурсии, если ислам Востока и Запада уже изучен вдоль и поперек, то татарский ислам, особенно искусство шамаиля, до сих пор даже на половину не изучено и представляет собой необъятный простор для ученных, богословов и искусствоведов.
- Если ранее, как можно увидеть, было много текста и шамаиль выполнял множество функций, в том числе просветительскую, информационную, то сейчас наличие текста сведено к минимуму. Это связано с развитием общества.
В ходе беседы Рустем Шамсутов обратил внимание собравшихся на тематику печатных шамаилей: словесное описание внешности пророка (мир ему и благословение Аллаха), его жизненный путь, миссию, богоугодные деяния и высказывания, изображение реликвий Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Особое внимание уделено преданию "Ночное путешествие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим и Вознесение на небеса".
Ильмира Гафиятуллина, Казань