• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религиозная молодежь Татарстана объединяет усилия в борьбе с экстремизмом

Время чтения: 3 мин
3381

 

Вопросы профилактики экстремизма и терроризма всё чаще становятся темами различных конференций, круглых столов, многочисленных публикаций в средствах массовой информации. В виду актуальности ежегодно в Республике Татарстан объявляется месячник под названием «Экстремизму – Нет!», в рамках которого государственными органами, общественностью, религиозными организациями проводятся различного рода мероприятия, которые охватывают всё больше и больше слоёв населения.

Отрадно отметить, что и религиозная молодёжь активно включилась в эту работу, проводя совместные межконфессиональные акции.

Так, в прошедшие выходные отдел по работе с молодёжью ДУМ РТ совместно с Казанской епархией организовали для студентов круглый стол на тему «Законодательство о противодействии экстремистской деятельности: становление, развитие и проблемы применения». О своём видении на некоторые спорные моменты в законодательстве собравшимся рассказал Андрей Никитин, декан юридического факультета ИЭУП.

Лектор сразу решил начать с несовершенства закона в области экстремистской деятельности. По его мнению, в настоящее время отсутствует единое определение экстремистской деятельности. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 31.12.2014 приводится 13 определений. Под экстремистскую деятельность попадают и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, и финансирование или иное содействие в организации действий экстремисткой направленности, и воспрепятствование законной деятельности государственных органов.

Таким образом, считает Никитин, демонстрирование нацистской символики, изображение которой взято из символов-оберегов древних славян и означавшее круговорот Вселенной, запрещено и карается законом. И даже пешеходная забастовка, проведённая в районе ДРКБ, когда люди беспрестанно медленно переходили через пешеходный переход, чем затрудняли движение автомобилей, может органами власти расцениваться как акт экстремистской направленности, хотя в принципе участники никому не навредили.

Лектор также обратил внимание и на несовершенство работы закона, в котором обсуждение и коррективы сначала вносятся сначала на уровне субъектов, лишь после этого идут изменения в законе на федеральном уровне. Такая иерархия, считает Никитин, недопустима.

Следует отметить, что все запрещённые материалы экстремистского характера размещены на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. Этот список периодически расширяется: если в 2010 году в этом списке фигурировало около 460 материалов, а к 31 января 2015 года их количество увеличилось до 2588. Причём в этом списке оказались не только публикации в средствах массовой информации, листовки, страницы в социальных сетях, но и даже целые тома энциклопедии.

В ходе круглого стола студенты интересовались механизмом составления списка экстремистских материалов, поскольку у некоторых он вызвал вопросы: с одной стороны, гражданин знает, какая литература запрещена к использованию, но, с другой стороны – это прямое руководство к действию, так как на сайте дана полная информация об экстремистском материале (вплоть до ссылки и выходных данных). Таким образом, путём нехитрых действий, любой человек сможет-таки добраться до запретного материала и внимательно его изучить.

Лектор отметил ещё одну «особенную» черту материалов, попавших в этот список: если в листовке изменить хотя бы одну букву, поставить лишнюю запятую, или в адресной строке добавить лишний символ, то этот материал или сайт перестаёт быть экстремистским.

Примечательно, что сообщить о проявлении экстремизма могут и сами граждане. Не так давно на сайте Государственных услуг в информационной системе «Народный контроль» появилась вкладка «Экстремизм, конфликты на религиозной и национальной почве», где каждый желающий может написать о возможной экстремистской составляющей какого-либо материала либо в действиях гражданина.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle