• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Рафик Мухаметшин: «Понимать и уважать другую религию – это и есть диалог»

Время чтения: 8 мин
1996

Какой вклад внесло искусство в распространение ислама? Какое наследие потомкам оставили после себя татарские богословы? Каким должен быть диалог между представителями различных конфессий и национальностей в современном мире? Эти вопросы стали во главу угла III Международного форума «Богословское наследие мусульман России», который прошёл в стенах Болгарской исламской академии.

В этом году мероприятие представлено двумя конференциями – V Международные Болгарские чтения «Наследие мусульманских богословов России: вопросы сохранения и изучения» и III Международная студенческая научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности мусульманской молодёжи в России и за рубежом».

Форум – площадка для обсуждения актуальных вопросов

В мероприятии приняли участие более 200 человек из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников – представители государственных органов, ведущие российские и зарубежные учёные-богословы, исламоведы, имамы, общественные деятели, преподаватели вузов, студенты, представители СМИ.

Форум, по словам организаторов, направлен на объединение усилий представителей научного и экспертного сообщества, духовных лидеров, руководителей вузов в решении актуальных проблем, вопросов межнационального мира и согласия и развития современной богословской школы.

В своём обращении к участникам форума, прошедшего в режиме онлайн и офлайн, ректор Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов отметил, что форум – уникальная площадка, на базе которой вырабатывается уникальный опыт взаимодействия представителей разных народов, различных социальных, профессиональных, конфессиональных сообществ и органов государственной власти.

«С 2019 года на площадках Форума побывало более 600 человек из 40 регионов РФ и 20 стран мира. Радует, что для участия в нынешний форум подано более 300 заявок из России и зарубежных стран. Таким образом, Форум стал своего рода визитной карточкой Болгарской исламской академии, местом притяжения многочисленных учёных и специалистов», – отметил Тимерханов.

Ректор также высказал уверенность в том, что мероприятие может стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития религиозного образования, вопросов сохранения и преумножения отечественного общероссийского богословского наследия, которое формировалось веками и стало фундаментом для духовного возрождения всех народов страны.

«Академией уделяется большое внимание вопросам  возрождения и развития отечественного богословского наследия –  реализуется проект «Центр исламского наследия», ориентированный на изучение и введение в научный оборот и популяризацию трудов видных отечественных богословов,  которые оказали значительное влияние на развитие интеллектуальной мысли всего мусульманского мира. Так, в июле 2021 г. при Центре заработала в полную силу Лаборатория реставрации и оцифровки старинных рукописей и старопечатных изданий. Тем самым мы обеспечили полный цикл работы с рукописями, начиная с их поиска, нахождения, приобретения, реставрации, оцифровки и заканчивая введением в научный оборот через подготовку и защиту магистерских и докторских диссертаций и самостоятельных научных проектов», – подытожил свой доклад ректор Академии.

«Изучение и сохранение богословского наследия играет особую роль»

Как отметил в своём приветствии к участникам конференции муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин, сегодня изучение и сохранения собственного богословского наследия играет особую роль. «На сегодняшний день наш издательский дом «Хузур» печатает порядка 300 наименований трудов. Львиная доля среди них – это наше богословское наследие, что очень важно. Были изданы книги Шигабутдина Марджани. Но самое главное, на чём хотелось бы остановиться, – это работа над Кораном. В течение семи лет мы готовили тафсир на татарский и русский язык. В 2016 году на компьютере подготовили новое издание Корана, представили узбекской стороне, где он был дважды отпечатан. Печатали наш казанский Коран и в Белоруссии, и в Турции. А ровно год назад в этом зале произошло историческое событие – было принято решение воссоздать старинный казанский шрифт. За прошедшее время мы успели отсканировать каждую букву старого издания Корана, вложить её в шрифт. Сегодня в Word`е мы можем писать старым шрифтом», – подчеркнул муфтий.

Проведение таких конференций и форумов имеет огромное значение, уверен Камиль хазрат, поскольку у мусульманских народов России есть огромное богословское наследие, требующее детального изучения и широкого распространения.

«Нам есть, чем поделиться. Огромный пласт книг на Кавказе, в Казани, которые можно и нужно изучать. Первый Коран, подготовленный мусульманами, был напечатан в Казани в 1803 году в 2 томах», – пояснил Камиль хазрат Самигуллин.

Ислам и православие в Татарстане идут бок о бок

В свою очередь ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко в приветственном слове от Митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла упомянул те связи, которые соединяют ислам и православие в России на протяжении длительного времени. В качестве примера из истории он привёл издание перевода Корана профессором Казанской духовной академии Гордием Саблуковым.

«Когда-то это было единственной книгой, через которую русскоязычные читатели могли ознакомиться с текстами Корана. В свою очередь выдающийся учёный, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри преподавал в Казанской духовной семинарии. Сотрудничество мусульманских и православных школ продолжается и в наше время. Сегодня Казанская духовная семинария и Болгарская исламская академия сотрудничают в сфере научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ, реализации совместных проектов», – пояснил Самойленко.

Директор Российской академии наук Аликбер Аликберов в своем обращении к участникам отметил, что богословское наследие мусульман России является наследием всех россиян и всемирным наследием. Он поблагодарил коллег, которые участвуют в реализации федеральных программ исламского образования, одним из результатов которых стала Болгарская исламская академия, и добавил, что это дало импульс развития не только для исламских вузов России, но и для светских высших учебных заведений.

С тёплыми словами приветствия в адрес участников форума также обратились главный раввин г. Казани и Республики Татарстан Ицхак Горелик, ректор Российского исламского университета при Центральном духовном управлении мусульман России Артур Сулейманов, директор Института международных отношений Казанского федерального университета Рамиль Хайрутдинов, генеральный консул Республики Казахстан Ерлан Искаков, ректор исламского университета Кыргызстана Абдишукур Нарматов и другие.

«Понимать и уважать другую религию – это и есть диалог»

«Понимать и уважать другую религию, даже если не разделяешь её положение, честность и открытость по отношению к другим  это и есть диалог, устойчивая веротерпимость, которая стала позитивной реальностью», – такую мысль высказал ректор Российского исламского института, председатель Совета по исламскому образованию Рафик хазрат Мухаметшин.

Он выступил с докладом «Межконфессиональный диалог в России: исторический аспект», в котором отметил, что в основе межконфессионального диалога не может лежать убеждение других в своей истине.

В свою очередь директор Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари, кандидат исторических наук, доцент Шовосил Зиедов, выступая перед участниками с докладом «К вопросу о библиотеке казия Себзарской части г. Ташкента в период Российской колонизации», подчеркнул важность изучения архивных фондов казыйских судов, которые являются источниками по изучению социальной истории.

Председатель Союза учёных Леванта, профессор факультета шариатских наук Дамасского университета, доктор шариатских наук Аль-Бутый Мухаммад Тауфик Рамадан рассказал о неприятии идей радикализма и экстремизма.

«Ислам есть путь к сосуществованию, стабильности и отвержению идей экстремизма», – уверен сирийский учёный.

В ходе своего выступления он также отметил, что поддерживает тесные связи с Татарстаном и знаком с межнациональной и межрелигиозной ситуацией в республике, которая на сегодняшний день находится на высшем уровне.

Доктор шариатских наук, доцент Аль-Ляхам Бадиг аль-Саид в своём выступлении более детально остановился на том, как труды дагестанских алимов получили широкое распространение в Дамаске и местности Шам (Левант).

Известно, что одним из первых переселенцев из Дагестана в Сирию был учёный Мусал Мухаммад, который в 1716 году отправился на Восток, чтобы жить в стране с прочными позициями ислама.

«Далее были и последующие переселения, в том числе муфтия Шеки – шейха Мухаммеда Челеби. Таким образом, мы видим, что дагестанские учёные оставили в Сирии богатое богословское письменное наследие, которое на данный момент изучается учёными», – подытожил спикер.

Особый интерес у участников форума вызвало выступление Вячеслава Ахмадуллина, старшего научного сотрудника Болгарской исламской академии, доктора исторических наук. Эксперт рассказал собравшимся о том, какую роль письменное наследие играет в конструировании единого исторического прошлого народов постсоветских государств.

«В качестве источника исследований мною были выбраны видео- и фотодокументы, фронтовые письма времён Великой отечественной войны. При их изучении мне удалось выяснить, что этнические мусульмане СССР, несмотря на войну и атеизацию страны, продолжали хранить свои традиционные исламские и национальные ценности», – поделился своими результатами Ахмадуллин.

Также он обратился к участникам с просьбой поискать в своих архивах письма с фронта или на фронт, в которых присутствует исламский фактор. Даже если будет найдено хотя бы одно письмо на 10 000 жителей, это уже будет огромным событием, способным продвинуть работу в сфере оценки роли мусульман в Великой Отечественной войне.

Профессор факультета теологии, управления, философии и религиозных учений Анкарского университета, специалист по истории ислама и мусульманского богословия России Ибрагим Мараш рассказал о татарском просветителе и учёном Абдурахмане Умерове, который был одним из последних учеников выдающегося улема и историка Шигабутдина Марджани. Он в течение 8 лет изучал арабскую филологию, философию, фикх, логику, историю. Абдурахман Умеров детально описывал и развивал личное и семейное мусульманское право.

Ещё одно выступление позволило ознакомиться с деятельностью известного татарского поэта Суфия Аллахияра, который жил в XVIII веке на территории Средней Азии. О нём рассказал Нияз хазрат Сабиров.

«Его работа («Опора обречённых») знакомит нас с правилами адаба в отношении учителя, в отношении мусульман, какие правила нужно соблюдать, чтобы удостоиться милости и довольства Аллаха. Темы, которые связаны с нравственными принципами, актуальны в любые времена, особенно сегодня», – уверен докладчик.

Работа форума продолжится и сегодня. В течение ближайших двух дней участникам предстоит обсудить вопросы гражданской идентичности мусульманской молодёжи в России и за рубежом.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle