• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Путешествуем по России: остановка Татарстан

Время чтения: 9 мин
1932

Приближаются летние месяцы, а это означает, что совсем скоро наступит время отпусков и каникул. К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией в мире до сих пор многие страны закрыты для туристов, а врачи рекомендуют воздержаться от путешествий за пределы России. Однако сменить обстановку, получить новые впечатления, отдохнуть и пополнить силы хочется. Поэтому мы предлагаем вам этим летом отправиться в путешествие по нашей необъятной, богатой на историю, архитектурные памятники и природные заповедники стране. Начнём мы с Татарстана.

Халяльный отдых

Не все знают, но в Казани есть гостиницы и хостелы, ориентированные на туристов, исповедующих ислам. Организации прошли сертификацию на соответствие стандартам халяль, которую нужно подтверждать каждый год. Чтобы получить такой сертификат необходимо соблюсти целый ряд условий: наличие в номерах Корана, кумгана, должно быть обозначено направление Киблы, раздельные бассейны и пляжи, в номере не должно быть изображений живых существ, а в мини-баре там не должно быть места алкоголю. Есть определённые требования и к дресс-коду персонала. Конечно, никто не заставляет покрывать голову, но открытой одежды лучше избегать.

Безусловно, сертификация халяль также подразумевает определённые условия в сфере питания.

Старинные и обновлённые мечети Казани

Безусловно, одним из самых топовых для туристов, в том числе из арабских мусульманских стран, является главная мечеть Казани, расположившаяся на территории Кремля, – Кул Шариф. Это по праву жемчужина татарстанской столицы и одна из главных достопримечательностей Казани.

Историю создания самой значимой и узнаваемой татарстанской мечети знает, пожалуй, каждый. В 1552 году Иван Грозный войной пошёл на Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожжённая до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались.

Лишь на исходе XX столетия было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. В 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год. Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты.

Зимой 1996 года был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладывается фундамент мечети. Ближайшие три года идёт проектирование интерьера. И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года.

Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы. Не только место поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. Архитекторы постарались воссоздать всю красоту уникальной мечети, вернуть её в культуру, в историю.

В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают. 

Казань мусульманская: 11 символов мечети Кул Шариф
Какие ассоциации у вас возникают при слове «Казань»? Татары, Кремль, пышно отпразднованное тысячелетие столицы, уникальная по своей архитектуре и необычной истории мечеть Кул Шариф. Город, вмещающий в себя не только многовековую историю и годы кровавых баталий, но и нерушимую интернациональную дружбу и межконфессиональное единение. Все это в себе соединила мечеть Кул Шариф, которой в этом году исполнилось десять лет. По ней мы с вами и совершим сегодня виртуальную экскурсию и узнаем несколько тайн, ранее покрытых мраком.
15.09.2015
12245

Также на территории белокаменного Казанского Кремля на цокольном этаже мечети Кул Шариф работает Музей исламской культуры, открывшийся в 2006 году. Без преувеличений будет сказано, что это единственный российский музей, посвящённый истории мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья.

Что касается экспозиции музея, то она знакомит своих посетителей и гостей с восприятием ислама татарским народом, с мусульманской культурой, которая стала важным фактором в формировании культуры татарской нации. Именно здесь можно узнать все тонкости возникновения и дальнейшего расцвета мусульманской цивилизации в Поволжье, проникнуться культурой ислама, начиная от времён существования Волжской Булгарии до современных дней.

В составе экспозиции присутствует мультимедийное оборудование. Например, 3D-реконструкция «Казанский Кремль XV-XXI веков» или инсталляция «Поющий шамаиль». А центральным экспонатом музея является интерактивный «Листающийся Коран», показывающий казанское издание 1803 года.

Особый интерес у туристов и жителей города вызывает старинная мечеть, расположенная на территории Ново-Татарской слободы. Речь идёт об «Иске Таш» – единственной мечети, которая за всю свою непростую и долгую историю ни разу не поменяла названия. В переводе на русский язык «Иске Таш» означает «Старокаменная».

В народе распространены две легенды возникновения столь необычного названия мечети. Это была первая кирпичная мечеть из трёх известных, которые построили гораздо позже на территории Ново-Татарской слободы, и, соответственно, самая старая. Логично, что её назвали Старокаменной.

Второй вариант присвоения культовому зданию такого названия основан на исторических сведениях известного писателя Каюма Насыри, в которых сказано, что в 1801-1802 годах, когда на средства казанского купца и промышленника Габдуллы Утямышева построили новую мечеть, при её закладке был обнаружен большой старый камень (Иске Таш), который обозначал место захоронения павших воинов, которые защищали столицу Казанского ханства от войск Ивана Грозного. Отсюда и родилось название. А над самой могилой возвышался большой старый камень, который был сохранён и установлен около мечети. Камень переместили в молельный зал. Больше интересной информации можно найти в наших предыдущих статьях.

Старейшая казанская мечеть, которая была и школой, и складом
После того, как местное татарское население освоило Старо-Татарскую слободу, начали заселяться соседние территории, что привело к образованию Ново-Татарской слободы. Если Старо-Татарская была центром татарской культуры, интеллигенции и купечества, то на территории Ново-Татарской слободы поселились рабочие и ремесленники, что сказалось на архитектуре жилых помещений: строились в основном простые небольшие деревянные дома, компактные мечети.
20.06.2017
3423

Недалеко от Ново-Татарской слободы расположилось сердце Казани как в историческом, так и в архитектурном стиле. Именно Старо-Татарская слобода на своих улочках смогла сохранить аутентичность татарской культуры, яркость и уникальность татарских домов, став «домом» для первых казанских мечетей – Апанаевской и мечети Марджани.

Сегодня Старо-Татарская слобода является одной из важнейших достопримечательностей Казани, объявленной заповедной исторической зоной. Это место, каждый сантиметр которого буквально дышит многовековой культурой и бытом татарского народа, каждый сохранившийся камень которого несёт в себе целую историю и только ждёт внимательного слушателя… О том, как возникала слобода и менялась с течением времени, как разрасталась мечетями и купеческими домами, мы уже рассказывали.

Город в городе: как возникла Старо-Татарская слобода?
Кто-то ищет успокоение и отдых для души за границей или в других регионах нашей необъятной страны. А вот мы предлагаем вам окунуться в многовековую и непростую историю столицы нашей Республики – давайте прогуляемся по Казани и по ее историческим местам.
03.10.2018
7132

Также здесь есть множество интересных и увлекательных музеев, которые позволяют ближе познакомиться с историей Казани и жизнью татарского народа. Так, обязательно стоит посетить Музей Каюма Насыри, музей Старо-Татарской слободы, обновлённый в прошлом году музей под открытым небом «Усадьба купца Муллина», которая воссоздаёт внутреннее убранство и непередаваемую атмосферу традиционного татарского дома.

Отдельно место в жизни не только татарских мусульман, но и мусульман со всей России играет Волжская Булгария, с территории которой и началось распространение ислама в Поволжье.

Если обратиться к историческим сведениям, то вплоть до XIII века на территории Татарстана находилось древнее государство – Волжская Булгария. В 922 году всё население под руководством хана Алмуша принимает ислам в качестве государственной религии. К сожалению, в 1236 году государство погибло под ударами хана Батыя и стало частью Золотой Орды примерно на 200 лет.

Центром государства волжских булгар был древний город Болгар, который и по сей день хранит в своих останках и восстановленных памятниках исламской культуры историю наших предков, их многогранную культуру и традиции. Между прочим, Болгар внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что доказывает высокий интерес к нему со стороны мирового сообщества.

Помимо отреставрированного Музея хлеба, где можно не только погрузиться в историю, но и вкусно покушать, внимание туристов приковывает главная жемчужина Татарстана – Белая мечеть. При её строительстве использовалось более тысячи двухсот тонн мрамора. Белая мечеть – жемчужина современного Татарстана. Она находится за пределами древнего Болгарского городища и своим видом напоминает знаменитый дворец Тадж-Махал в Индии. Построена она была в 2010 году в рамках реализации республиканского комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и Древний Болгар».

Здание мусульманского храма увенчано тремя куполами и двумя минаретами. Внутренняя высота главного купола – 17 метров, а его диаметр равен 9 метрам. Барабан главного купола украшен шестнадцатью витражными окнами. Минареты возведены в соответствии с классическим стилем минаретов мединской Мечети Пророка (с.а.с.), на чём настаивал сам Минтимер Шаймиев.

Если Вам посчастливиться лицезреть красоту этой мечети воочию, то обязательно остановите свой взгляд на её стенах, которые демонстрируют нам классический исламский декоративный орнамент – арабески, мукарнасы, тюльпаны, геометрические фигуры. Благодаря особенностям рассеянного освещения, когда ты находишься в молельном зале, появляется ощущение таинственности.

«Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу… », – Александр Герцен.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle