"Нужно понять, как использовать полученные исламские фундаментальные знания в обществе"
Что есть теологическое образование? Какие встают вопросы перед мусульманской общественностью России с введением теологии в государственные высшие учебные заведения? Эти вопросы встали сегодня перед участниками круглого стола «Развитие теологического образования в России», прошедшего в стенах Российского исламского института в Казани.
В беседе приняли участие ведущие специалисты в области теологического образования и религиоведения, студенты. Как отметил, открывая круглый стол, Рафик хазрат Мухаметшин, ректор Болгарской исламской академии и Российского исламского института, на сегодняшний день в светских вузах нет специалистов по исламской теологии, что и стало результатом развития такого направления обучения, как государственно-конфессиональные отношения.
- Нельзя отрицать наличие проблемы псевдоэкспертов по Исламу. Поэтому перед нами стоит ответственная задача по формированию экспертного сообщества по изучению Ислама, которое в последующем будет представлять справки для государственных органов, станут специалистами в области конфессиональной политики. Да, конечно, мы с вами знаем о работе Совета по теологии, который уже активно работает. Но тут встает вопрос: как специалист по исламским наукам может оценивать диссертацию, написанную по аспектам христианского учения, и наоборот? В связи с этим сейчас идет активная дискуссия о создании уже второго совета, внеконфессионального.
Одним из камней преткновения в этой области знаний является полное отсутствие единого представления, что есть теология как наука. По мнению Рафика хазрата, теология – это наука, пропущенная через собственное мировоззрение, это рассматривание проблем через понимание верующего, это взгляд изнутри. Из озвученной трактовки выходит еще один важный вопрос – как в таком случае реализовать такую дисциплину в светском учебном заведении?
- Есть определенные вопросы и к программе обучения: должен быть не только перечень определенных дисциплин, но и необходимая мотивация. Обратимся к истории, к джадидизму. Теология – это и есть джадидтская система образования. Мы должны понимать, что джадидизм – это отнюдь не система мусульманского образования, это своеобразное восполнение отсутствия возможности татар получать светское образование. Надо стремиться к тому, чтобы исламская теология была исламской теологией на деле. Надо также открыть магистратуру по классическому исламоведению.
О проблеме понимания теологии говорила и Татьяна Седанкина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин РИИ, опиравшаяся на результаты Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».
- С большим сожалением я отметила для себя, что присутствие на этом мероприятии мусульман было сведено к минимуму. У нашей российской мусульманской общественности нет единения, что и влияет на развитие мусульманского и теперь уже еще и теологического образования. Мы все говорим об одном и том же, но абсолютно разными словами. А сама теология, безусловно, не должна замыкаться в себе, а взаимодействовать с другими областями науки, как, к примеру, философия.
Как считают участники круглого стола, татарские традиции мусульманской интеллигенции утрачены. Нет единых подходов, отсутствует настоящая мусульманская интеллигенция, нет алимов в системе. С кем в таком случае обсуждать вопросы теологии? Вариться в собственной каше?! Да, конечно, есть мусульманская молодежь, которая, как отмечают имамы мечетей столицы Татарстана, все чаще приходят в мечеть. Однако, здесь стоит обратить внимание на причину и частоту посещений. К сожалению, зачастую молодежь (речь о молодых людях) приходят в мечеть на обязательный пятничный намаз, который нельзя пропускать. Отчитав джума-намаз, они сразу же убегают. Поэтому и здесь также важна трансформация работы с молодыми мусульманами, возвращение авторитета имама.
- Мы можем в стенах Болгарской исламской академии дать нашим студентам хоть все знания конфликтологии, к примеру. Но если в мечети молодой прихожанин спросит его, почему руки именно так держать, а что делать в том или ином случае, а имам не сможет сразу ответить, задумается, то больше его никто уже слушать не будет, никто не придет к нему за советом. Поэтому так важно найти золотую середину. Нужно понять, как использовать полученные исламские фундаментальные знания в обществе, какой инструментарий для этого необходим, - резюмировал Рафик хазрат Мухаметшин.
Бурную дискуссию вызвала необходимость реинновации существующей системы многоступенчатого исламского образования. По словам Резеды Сафиуллиной, сотрудника Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ, необходимо вести речь не столько и не только о высшем образовании, но и о начальной ступени – мэктебах и медресе, откуда и должны появляться кадры для дальнейшего обучения по исламской теологии в университетах и академиях.
Внимание экспертов привлекли и такие вопросы, как компетентный подход в теологическом образовании, его проблемы и перспективы разработки стандартов нового поколения; детализация компетенций выпускников; соотношение религиозности и светскости в образовательной деятельности по направлению подготовки «Теология».
Ильмира Гафиятуллина, Казань