Напевы волжских узоров: история татарского орнамента
Орнамент – красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним.
Давайте изучим наш орнамент – татарский – вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.
– Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?
Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.
Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.
Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нём окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.
Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар
После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона. В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения, лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпан, куст караганника, изображения диких гусей и т.д.
В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных – льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы – драконы, сфинксы, двуглавые птицы. В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен – предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало своё влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.
В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей.
Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов.
У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама.
Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг.
В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.
– А арабские геометрические мотивы?
Так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.
Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама. А у татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.
– В какой форме орнамент присутствует в жизни сегодня?
Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).
Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотными нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы...
Продолжение следует.
Беседовала Гузель Ибрагимова
* авторские права защищены