Муфтий РТ: "Новые Акчурины, Апанаевы, Рамеевы XXI века ждут своего времени"
Именем Аллаха Милостивого, Милующего… Хвала Всевышнему Аллаху… Мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду…
Как вы знаете, вакф считается одобряемым и востребованным Шариатом делом. Основой возникновения подобного рода имущества являются Благородный Коран и Пречистая Сунна. Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:
لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فَإِنَّ اللهَ بِهِ عَلِيمٌ
(смысл): «Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (сура «Аль Имран», аят 92).
Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
قال صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ( إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ ) رواه مسلم (1631)
«Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: неиссякающее подаяние, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, совершающий мольбы за своих родителей» (Муслим 1631). Некоторые мусульманские ученые прокомментировали выражение «неиссякающее подаяние» - как вакф.
Институт вакфа стремительно развивался в мусульманском мире с XI века, а начиная с XII века вакфы становятся основным источником существования всех религиозно-культовых учреждений мусульманского государства. Как отмечается в исламских источниках, путешественники, которые побывали в Аббасидском халифате, отмечали существование большого количества вакфов, например, вакф для поддержания нормального состояния дорог, вакф для лиц, не обладающих средствами для совершения хаджа, вакф для покупки украшений невесте и тд. (Источник: Ибн Кудама, аль Мугни). В Османской империи, по заявлению ученых – историков, до 1/3 всех земель относилась к вакфам.
До революции в Российской империи вакуф был одним из главных источников существования мечетей, школ и благотворительных учреждений. Распространены были вакуфы и в среднеазиатских государствах, где в этот статусе находилось около половины обрабатываемой земли. В России вакуф был распространён в Поволжье, на Кавказе и в Крыму. Управление вакуфным имуществом передавалось мутаваллию — управляющему, которого указывал учредитель вакуфа и утверждал казий. Труд мутаваллия оплачивался из доходов вакуфа.
В наши дни перед современной мусульманской уммой России стоит задача по реанимированию и популяризации института вакуфного имущества. К сожалению, сейчас подавляющее большинство мусульман просто не знает об отличиях вакфа от других видов собственности.
Очень много для популяризации темы вакуфного имущества сделал известный татарский богослов и общественный деятель Валиулла хазрат Якупов. Так, в своей фундаментальной книге «К пророческому Исламу» он справедливо отмечает, что «главным качеством вакуфной собственности является неотчуждаемость, поэтому наибольшим препятствием для массового распространения этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов». Со своей стороны хотелось бы отметить, что действительно если бы вакуфное имущество было защищено федеральным законодательством, то процесс развития этого мусульманского института шел бы заметно быстрее.
Стоит откровенно сказать - институт вакуфного имущества находится в зачаточном состоянии во всех мусульманских регионах России. Новые Акчурины, Апанаевы, Рамеевы XXI века ждут своего времени, но они не появятся без плотного взаимодействия Духовного управления мусульман и современной мусульманской бизнес-элитой.
Сегодня имеется информационный голод по тематике вакуфного имущества. Мы имеем весьма мало книг, статей и выступления хазратов по этой тематике. Важно посвятить тематике вакфов и его примеров из истории татар Российской империи ряд пятничных проповедей в журнале Шура Духовного управления мусульман Республики Татарстан, также издательство «Хузур» может напечатать несколько книг по этой тематике.
Возможно, также целесообразно внести уроки по изучению основ вакфа и в университеты Республики Татарстан. Также считаю, что в этом деле не до конца задействован и ресурс Российского исламского университета – необходимы краткосрочные курсы для повышения знаний бизнесменов мусульман не только Татарстана, но и России, с использованием передовых интернет технологий (дистанционной формы обучения).
Развитие института вакфа тесно связано и с процессами развития исламской экономики и финансов в России в целом. Не случайно 20 мая 2016 года в рамках VIII международного экономического саммита России и стран ОИС «Россия – исламский мир: KazanSummit-2016» прошла VIII международная конференция «Вакф в современном мире». В конференции рассматривались вопросы инвестирования мусульманскими бизнесменами мира в крупные татарстанские проекты через фонд Вакф РТ. Это лишний раз доказывает востребованность и необходимость изучения и развития этого исламского института.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин