• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам и музыка: друзья или враги?

Время чтения: 4 мин
8312

...Будь осторожен, слушая саз, и мизмар, и канун и шештэ, и капуз,
И танбур, и чанг с чаганой, не прислушивайся к их ритмам!
От слушания, как от разврата, идут сплетни;
Прячься от пения каждый раз.
Нужен Коран, нужны зикры и стихи, но без мелодий, без музыки!..

"Пиргули" имама Биргеви

Ислам и музыка - одна из тех тем, по поводу которых дискуссии ведутся не один десяток лет. В обсуждении этой темы принимаетучастие весь свет мусульманской уммы: философы, законоведы, теоретики музыки, музыканты-практики и муллы. Тем не менее разноречивость мнений по-прежнему очень остра.

Впервые интерес к этой теме у татарских богословов появился на рубеже XIX-XX веков. Это был период оживления во всех областях общественной жизни, когда татары-мусульмане под воздействием европейской культуры начинают переосмысливать свои традиционные установки. В то время вопрос о дозволенности музыки в исламе был одним из самых злободневных. Для того времени были характерны две черты: не всегда татаро-мусульманскому обществу было присуще негативное восприятие музыки.

К тому же в средние века публичные выступления музыкантов находили открытую поддержку. Во-вторых, в народе сохранялась своя музыкальная культура, характеризуемая богатыми вокальными и инструментальными традициями, несмотря на формирование негативного отношения к музыке среди части общества.

"Где корни спора о дозволенности музыки в исламе, что понимается под музыкой у мусульман? Почему в одних случаях пение одобряется, а в других осуждается? Как соотносятся распев стихов и и религиозных текстов? Как соотнести музыкальную практику, в которой участвовали мусульмане, известные своим благочестием, с существованием мнений о запретах? Если запрет на музыку в исламе так устойчив, как объяснить многообразие музыкальных традиций и формирование классических музвкальных форм во многих культурах мусульманской цивилизации?"

Этими вопросами задались и составители книги "Ислам и музыка" из серии "Антология татарской богословской мысли". Это издание представляет собой подборку статей татарских богословов XX века по теме "ислам и музыка", включая труды таких известных просветителей, как Ризаэддин Фахретдин, Хасан-Гата Габаши, Галимжан Баруди и Хади Кильдебаки.

Как отметила Гузель Сайфуллина, статьи, собранные в книге, представлены на двух язках - татарском и русском, по скольку зачастую от перевода на русский язык трактаты и выступления татарских богословов теряли свою первоначальную форму и смысл несколько искажался.

В свою очередь Дамир Шагавиев, старший научный сотрудник Института истории АН РТ и по совместительству научный редактор тома, подчеркнул важность поднятия такой темы, особенно в условиях современной реальности.

- У нас богатая музыкальная культура, представляющая собой уникальное духовное и культурное наследие, - поддержал собравшихся на презентации книги Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия РТ. - Крайне важно сохранить свою национальную самоидентичность, а не отказываться от своей культуры, от своих традиций.

Необходимость систематизации подобных трудов, касающихся дозволенности музыки в исламе, подчеркнул и Рафик Мухаметшин, ректор Российского Исламского института.

- К сожалению, даже среди наших студентов мы наблюдаем отсутствие хотя бы базовых знаний по данному вопросу. Не вникая в детали такой непростой темы, ребята выносят свои суждения, основываясь на отдельных высказываниях. Книги подобного рода не только позволять ознакомиться с проделанной работой наших татарских богословов, но и углубить свои познания в этой теме.

Так ли уж запретна музыка, если дети некоторых татарских богословов, да и сами духовные лица, уделяли музыкальным занятиям особое внимание, бережно хранили традиционные татарские музыкальные инструменты. Как отмечается в книге, "оценка музыки зависит от контекста и целей ее использования".

В ходе обсуждения, в котором принимали участие историки и филологи, был поднят вопрос об отсутствии у современной татарской молодежи необходимых знаний о традиционном татарском музыкальном искусстве. Свою роль здесь сыграл недостаток специалистов в этноконфессиональном направлении этого вида искусства.

В своих богословских трудах Ризаэддин Фахретдин не ограничивался лишь констатацией фактов исламской истории, говорящихо праве поэзии на существование, но и обращал внимание на те сущностные свойства, которые отделают ее от прозаической речи и сближают с музыкой. В разделах, посвященных музыке, Фахретдин подчеркивает отсутствие текстов Корана и Сунны, однозначно свидетельствующих о ее запретности, о существовании явлений музыкального в самой природе. При этом богослов подчеркивает благотворное влияние музыки на психику человека.

"Исламский мир должен использовать потенциал музыки для исправления нравственности, как средство воспитания духовной чистоты. Необходимо закрыть пути, ведущие молодежь в желании слушать музыку в испорченные места и компании. А это будет возможно только в том случае, если пениеи слушание музыки дома, в кругу семьи, среди соотечественников, родственников и друзей не будет считаться пороком".

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle