• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Илдус Файзов - первый муфтий-ханафит современного Татарстана ушел со своего поста

Время чтения: 5 мин
6101

Сегодня, 6 марта 2013 года муфтия Татарстана Илдус хазрат Файзов заявил о своем уходе с поста муфтия Татарстана. Данное событие, безусловно, стало шоком для мусульманской общественности Республики, ведь многие до конца надеялись, что после лечения Илдус хазрат выйдет на работу и продолжит борьбу с экстремизмом и религиозной нетерпимостью в Республике Татарстан.

Илдус хазрат – поистине великая личность, до конца не оценённая. Многих великих людей при жизни не оценили, лишь время и следующее поколение ставит все точки над «i». Уже с первых дней свое работы он был окружен вниманием СМИ, одни его критиковали, другие, восторгаясь, хвалили, не это ли один из признаков величия личности человека?

МУФТИЙ, КОТОРЫЙ НЕ БРАЛ ВЗЯТОК - ПЛОХОЙ МУФТИЙ

Новый муфтий кардинальным образом отличался от своего прежнего коллеги. Если раньше пост муфтия означал финансовые преференции, откаты, взятки, и ДУМ РТ работало исключительно для узкого («своего клана») круга лиц, то Илдус Файзов показательно дистанцировался от всего этого. Более того, не зря о нем говорили, что это первый муфтий современного Татарстана который не брал взяток и не работал ради обогащения.

К сожалению, следует признать, что многим новая система не понравилась, за многие годы «клан» разросся, и его аппетиты постоянно росли, и вдруг пришел человек, который во главу угла поставил исламские моральные качества, а не денежные, поэтому подконтрольные прежнему клану СМИ стали бить тревогу.

 

ОТНЫНЕ ЗДЕСЬ БУДЕТ ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ

Еще в 922 году известный мусульманский историк Ибн Фадлан, посещая Булгар (юго-запад современного Татарстана), заметил, что на этих землях живут ханафиты – последователи крупнейшей суннитской школы в мире. Как сообщают другие источники, образование на этих территориях было настолько сильным, что в местных медресе учились даже выходцы из Андалусии (современная Испания).

Если взглянуть на религиозную историю татар, она тесно связана с ханафитским мазхабом и матуридитским вероубеждением, одним из двух мазхабов Ахлю Сунна валь Джамаа в акыде (вероубеждении). Но парадокс заключается в том, что уже на протяжении почти 100 лет в Татарстане не было муфтиев-ханафитов. Как так? - удивленно спросите вы. Но бывают и такие чудеса.

После революции большевиков Ислам в Татарстане был сведен почти к нулю, медресе не функционировали, мечети были разрушены, мусульманские ученые убиты или сосланы. После распада СССР первым муфтием РТ стал Габдулла хазрат, имам мечети Нурулла, он формально был ханафитом в фикхе, но не был ханафитом в вероубеждении. После того, как муфтием стал Илдус Фаизов, я видел, как Габдулла хазрат записался на уроки по книге «Хидая»  к муфтию четырех мазхабов Бадиуззаману аль Бухари, который жил непродолжительное время в Казани. Сколько лет надо было, чтобы осознать истину!

Вторым муфтием Татарстана стал Гусман Исхаков, близкий родственник первого муфтия, он был формально ханафитом в фикхе, но в акыде придерживался убеждений псевдосаляфитов.

Как отмечают аналитики, особенно при Гусмане Исхакове саляфизм начал набирать обороты в Татарстане, доходило до того, что ханафиты в Республике стали дискредитироваться и ущемляться со стороны саляфитского руководства ДУМ РТ. Татарстан ждала судьба Крыма, ведь в современном Крыму, несмотря на то, что эти территории долгое время принадлежали ханафитскому Османскому халифату, сейчас процветают хизбут-тахрир и саляфизм. Говоря словами Диляры Ахметовой - «куда дрейфует Татарстан», было непонятно…

Хвала Аллаху, в свое время у руля ДУМ РТ появился Илдус хазрат Файзов, авторитетный имам-ханафит, его мечеть была примером чистоты и ухоженности, ежегодно в своем медресе он давал образование более чем 700 шакирдам. Общеизвестно, что Илдус хазрат любит читать старотатарские богословские книги, он стал возрождать традиционный для татар ханафитский мазхаб и ханафитское вероубеждение (матуриди). Он очистил районы от смутьянов, привел в порядок медресе, организовал курсы повышения квалификации имамов, отстранил от руководства имамов-неханафитов и убрал из ДУМ РТ старую гвардию людей, которая работала ради денег, а не ради довольства Аллаха Тааля. Он словно говорил, что здесь будет ханафитский мазхаб, здесь не будет фитны, связанной с псевдосаляфитами. Естественно, это многим не нравилось.

КАКИМ БУДЕТ БУДУЩЕЕ?

Будет ли продолжаться дело ушедшего в отставку Илдуса хазрата? Многое зависит от того, кто будет следующим муфтием Татарстана. Мусульманская умма России устала от старых «героев», везде одни и те же лица, они не способны на реформы, они стоят у кормушки и живут не ради процветания уммы, а лишь для обогащения своего близкого окружения. Но ведь деньги невозможно забрать с собой в могилу, почему эти горе-муфтии не образумятся и не уступят дорогу молодым?

После ухода с поста Илдуса хазрата Файзова встает вопрос, кто сможет продолжить его дело? Во-первых, нужен новый человек, не запятнанный связями со старой системой, нужно новое свежее лицо. Во-вторых, нужен человек, хорошо знающий Коран, иностранные гости часто смеются над нашими горе-муфтиями, которые даже Коран не могут правильно прочитать. В третьих, новым муфтием должен быть исламский ученый, он должен великолепно знать сунну, фикх, акыду. Только знанием мы можем победить невежество.

В четвертых, российская умма меняется, в ней все больше молодежи, старое поколение уходит, поэтому немаловажно, чтобы новый муфтий был молодым. Молодежь тянется к молодежи, старое поколение для них не авторитет. В пятых, новый муфтий должен великолепно знать арабский язык. Арабский язык – язык Ислама, стыдно будет, если новый муфтий не будет знать этот язык.

Смена муфтия Татарстана – сигнал для всей уммы России. Если в Татарстане изберут нового муфтия ханафита-матуридита, молодого ученого, хафиза, то волей - неволей в Москве и в Уфе также придут к выводу, что их «герои-муфтии» устарели.

Умма Татарстана благодарна муфтию Илдусу Файзову за то, что он оставил нас ханафитами, оставил нас в лоне Ахлю-сунны и вышел почти в одиночку против экстремизма и различных исламских сект. Пройдут десятки лет, когда мы действительно сможем понять все значение его работы. Да простит Аллах его ошибки и вознаградит за его благие дела. Аминь

Социальные комментарии Cackle