• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эксперты о закяте: "проблемы находятся в зачаточном состоянии, они не решены"

Время чтения: 5 мин
3908

Одним из столпов ислама является выплата закята. В одном из хадисов говорится: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми» (хадис передали Ибн Хиббан и аль-Хаким). Не зря закят идет сразу после обязательного пятикратного намаза.

«Не уменьшится имущество дающего милостыню». Милостыня существует двух видов: обязательная (закят) и желательная (саадака). В рамках стартовавшего научно-исследовательского проекта «Исламская экономика: от теории к практике» на базе Казанского университета специалисты с регионов Российской Федерации и стран СНГ обсудили историю выплаты закята и то, как это сочетается с современными реалиями общества. Также, по словам организаторов, круглый стол призван решить проблему безграмотности населения в области исламской экономики.

 

- Мы с вами собрались, чтобы разработать механизмы реализации образовательных программ в светских вузах, которые бы не только давали знания истории и культуры ислама, но и ликвидировали пробелы в сфере исламской экономики, - отметил Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук. – Итогом нашей работы должна стать конференция международного уровня, где будут представлены наши наработки.

В роли модераторов круглого стола, посвященного выплате закята и современных методов регулирования выплат, выступили Айдар Хабутдинов и  Ринат Габбасов, вице-президент АПМ РФ.

Арслан хазрат Садриев, имам-мухтасиб, председатель Совета улемов ДУМ Московской области, ознакомил собравшихся с историческим обзором и обозначил намечающиеся перспективы.

- Если говорить об истории выплаты закята у татар, то это сделать довольно сложно, поскольку закят всегда давали, молча давали. Однако когда мы говорим о современном российском мусульманском сообществе, есть, чему радоваться – институционализация исламского возрождения идет, достигнуты определенные результаты. Когда мы говорим об экономической составляющей этого процесса, то видим, что проблемы находятся в зачаточном состоянии, они не решены. Это, безусловно, касается и закята. Неприлично мало набирается средств. Это все говорит о том, что сегодня у нас общество не созрело, чтобы выполнить свои самые элементарные обязательства перед собратьями по вере, перед мусульманским сообществом.

Как отметил докладчик, одним из препятствий является тот факт, что человек путает понятия «садака» и «закят».

- «тот, кто предоставил свое богатство для очищения». То есть ни один из тех, кому он предоставил, не дал пользу. Нужно помнить, что закят не выплачивается родственникам или на строительство и содержание мечетей и медресе. Это относится к обязательным расходам. Кто, кроме нас, должен содержать наших родителей? Кто должен содержать мечеть в чистоте и опрятности? Мы же сами пользуемся мечетью, а как дело касается финансовой помощи, то сразу в кусты.

Приводя историческую сводку, хазрат отметил, что во времена существования Российской империи разрешение на постройку мечети давалась только после того, как 80 глав семей подписывали документ, в котором говорилось, что они будут содержать мечеть. На сегодняшний день мы, к сожалению, можем наблюдать ситуацию, когда меценаты выделяют деньги на постройку, а то, что будет дальше с этой мечетью, им уже не столь важно.

Как заметил член экономического совета при Главе Республики Дагестан, генеральный директор ООО «Центр исламского инвестирования «Мудариб»», у людей отсутствует понятие закята.

- Нужно знать механизм закята, надо организовать в некоторых регионах России централизованную выплату закята. Что касается вакфа, то сейчас он не так распространен, теряет свое первоначальное значение. Нет четкой системы постройки мечети и ее дальнейшего существования. За счет чего она должна содержаться: государственный налоги или за счет махалли?

Если углубиться в историю, то, когда в 1788 году разрешили строительство мечетей, перед татарским обществом встал довольно острый вопрос – на какие средства строить эти мечети, каким образом их содержать. Здесь стоит отдать должное татарской буржуазии, которая активно включилась в эту работу. К примеру, в Казани до революции появляются 17 махалля, которые, включая медресе, мечети и духовенство, существовали только на средства татарских меценатов, которые содержали эти институты.

Подробнее о системе вакфа и ее развитии на территории современного Татарстана рассказал Айдар Хабутдинов.

Специалисты из Республики Мордовия и Республики Чувашия поделились своим опытом сбора закята и его распределения между нуждающимися. Напомним, что согласно шариату, таких категорий 9.

1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.
2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.
3. Работник по сбору и раздаче закята.
4. Новообращенные мусульмане.
5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определенную сумму.
6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.
7. Воюющий на пути Аллаха получает необходимую сумму для того, чтобы добраться до места боев и вернуться назад, а также для приобретения оружия и транспорта. Все, кто находятся под его опекой, получают еду и одежду, необходимую до его возвращения, даже если он не бедный.
8. Путник, вышедший в путь ради разрешенной Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещенной Шариатом. Также не дается закят тому, кто направляется неизвестно куда.

Как отметил председатель ДУМ Чувашской республики Мансур хазрат Хайбуллов, у них существует книга расходов и приходов, куда заносятся все поступающие средства и то, кому и на что они были направлены.

- Мы не перечисляем деньги на счет, мы оплачиваем счета: за лекарства, за лечение и так далее.

Сегодня состоится вторая часть конференция, которая будет посвящена формированию программы высшего образования в сфере исламских финансов.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle