• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эксперты о закяте: "проблемы находятся в зачаточном состоянии, они не решены"

3231

Эксперты о закяте:

Одним из столпов ислама является выплата закята. В одном из хадисов говорится: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми» (хадис передали Ибн Хиббан и аль-Хаким). Не зря закят идет сразу после обязательного пятикратного намаза.

«Не уменьшится имущество дающего милостыню». Милостыня существует двух видов: обязательная (закят) и желательная (саадака). В рамках стартовавшего научно-исследовательского проекта «Исламская экономика: от теории к практике» на базе Казанского университета специалисты с регионов Российской Федерации и стран СНГ обсудили историю выплаты закята и то, как это сочетается с современными реалиями общества. Также, по словам организаторов, круглый стол призван решить проблему безграмотности населения в области исламской экономики.

 

- Мы с вами собрались, чтобы разработать механизмы реализации образовательных программ в светских вузах, которые бы не только давали знания истории и культуры ислама, но и ликвидировали пробелы в сфере исламской экономики, - отметил Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук. – Итогом нашей работы должна стать конференция международного уровня, где будут представлены наши наработки.

В роли модераторов круглого стола, посвященного выплате закята и современных методов регулирования выплат, выступили Айдар Хабутдинов и  Ринат Габбасов, вице-президент АПМ РФ.

Эксперты о закяте:

Арслан хазрат Садриев, имам-мухтасиб, председатель Совета улемов ДУМ Московской области, ознакомил собравшихся с историческим обзором и обозначил намечающиеся перспективы.

- Если говорить об истории выплаты закята у татар, то это сделать довольно сложно, поскольку закят всегда давали, молча давали. Однако когда мы говорим о современном российском мусульманском сообществе, есть, чему радоваться – институционализация исламского возрождения идет, достигнуты определенные результаты. Когда мы говорим об экономической составляющей этого процесса, то видим, что проблемы находятся в зачаточном состоянии, они не решены. Это, безусловно, касается и закята. Неприлично мало набирается средств. Это все говорит о том, что сегодня у нас общество не созрело, чтобы выполнить свои самые элементарные обязательства перед собратьями по вере, перед мусульманским сообществом.

Эксперты о закяте:

Как отметил докладчик, одним из препятствий является тот факт, что человек путает понятия «садака» и «закят».

- «тот, кто предоставил свое богатство для очищения». То есть ни один из тех, кому он предоставил, не дал пользу. Нужно помнить, что закят не выплачивается родственникам или на строительство и содержание мечетей и медресе. Это относится к обязательным расходам. Кто, кроме нас, должен содержать наших родителей? Кто должен содержать мечеть в чистоте и опрятности? Мы же сами пользуемся мечетью, а как дело касается финансовой помощи, то сразу в кусты.

Приводя историческую сводку, хазрат отметил, что во времена существования Российской империи разрешение на постройку мечети давалась только после того, как 80 глав семей подписывали документ, в котором говорилось, что они будут содержать мечеть. На сегодняшний день мы, к сожалению, можем наблюдать ситуацию, когда меценаты выделяют деньги на постройку, а то, что будет дальше с этой мечетью, им уже не столь важно.

Как заметил член экономического совета при Главе Республики Дагестан, генеральный директор ООО «Центр исламского инвестирования «Мудариб»», у людей отсутствует понятие закята.

- Нужно знать механизм закята, надо организовать в некоторых регионах России централизованную выплату закята. Что касается вакфа, то сейчас он не так распространен, теряет свое первоначальное значение. Нет четкой системы постройки мечети и ее дальнейшего существования. За счет чего она должна содержаться: государственный налоги или за счет махалли?

Если углубиться в историю, то, когда в 1788 году разрешили строительство мечетей, перед татарским обществом встал довольно острый вопрос – на какие средства строить эти мечети, каким образом их содержать. Здесь стоит отдать должное татарской буржуазии, которая активно включилась в эту работу. К примеру, в Казани до революции появляются 17 махалля, которые, включая медресе, мечети и духовенство, существовали только на средства татарских меценатов, которые содержали эти институты.

Эксперты о закяте:

Подробнее о системе вакфа и ее развитии на территории современного Татарстана рассказал Айдар Хабутдинов.

Специалисты из Республики Мордовия и Республики Чувашия поделились своим опытом сбора закята и его распределения между нуждающимися. Напомним, что согласно шариату, таких категорий 9.

1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.
2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.
3. Работник по сбору и раздаче закята.
4. Новообращенные мусульмане.
5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определенную сумму.
6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.
7. Воюющий на пути Аллаха получает необходимую сумму для того, чтобы добраться до места боев и вернуться назад, а также для приобретения оружия и транспорта. Все, кто находятся под его опекой, получают еду и одежду, необходимую до его возвращения, даже если он не бедный.
8. Путник, вышедший в путь ради разрешенной Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещенной Шариатом. Также не дается закят тому, кто направляется неизвестно куда.

Как отметил председатель ДУМ Чувашской республики Мансур хазрат Хайбуллов, у них существует книга расходов и приходов, куда заносятся все поступающие средства и то, кому и на что они были направлены.

- Мы не перечисляем деньги на счет, мы оплачиваем счета: за лекарства, за лечение и так далее.

Сегодня состоится вторая часть конференция, которая будет посвящена формированию программы высшего образования в сфере исламских финансов.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Комментарии для сайта Cackle