• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Духовенство Татарстана поддержало Рамзана Кадырова в споре с судьей Южно-Сахалинска

Время чтения: 5 мин
3547

Служительница Фемиды признала книгу мусульман экстремистской, а глава Чечни решил оспорить это решение.

Летом этого года прокурор из Южно-Сахалинска Татьяна Белобровец обратилась в суд с требованием включить издание «Мольба к Богу: ее значение и место в Исламе» в список запрещенной в России литературы. Местный судья Наталья Перченко согласилась с доводами и признала книгу экстремистской. Суд решил, что в текстах Корана, которые в ней приводятся, содержится пропаганда превосходства ислама над другими религиями.

Узнав об этом, глава Чечни тут же разразился гневным комментарием в своем Instagram. По его словам, суру «Аль-Фатиха» нельзя так рассматривать.

– Хочу напомнить прокурору и судье, что с «Аль-Фатиха» начинаются все молитвы и действия полутора миллиардов мусульман в мире. Они читают ее десятки миллиардов раз в сутки, совершая обязательные и поощряемые молитвы. Судья считает их всех экстремистами? – возмутился Рамзан Кадыров.

Глава республики считает, что подобные действия могут привести к миллионным акциям протеста в стране и за рубежом. И не сдержал эмоций, назвав судью с прокурором «национальными предателями и шайтанами». На что возмутилась уже Генпрокуратура, заявив о недопустимости подобных высказываний. Тем не менее, Рамзан Кадыров словесной критикой не ограничился. И подал апелляционную жалобу с требованием отменить решение судьи.

Портал sntat.ru узнал, что думают об этой ситуации татарстанские представители духовенства.

Мнения экспертов

Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского института, доктор политических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РТ:

– По этому делу я видел только часть экспертизы. Но в целом запрет религиозной литературы уже стал серьезной проблемой для России. Были попытки запретить даже переводы Корана, потом запрет отменили. В данном случае экспертиза указывает на то место в книге, где идут ссылки на аят из Корана и получается это действительно запрет Корана. Я никак не могу понять, почему судьи принимают решения на основе лингвистической экспертизы? А лингвисты смотрят на текст только с точки зрения русского языка. Для них не важно, Коран – это, другое священное писание или просто книга. Они смотрят и делают вывод, что в данном случае текст подан исключительно с позиций одной религии. Может лингвист не знает: Коран это или не нет. Но почему судьи не могут отправить материалы на религиоведческую экспертизу?! Это должен смотреть религиовед или богослов. Но 90% судей этого не делают. Я вот таких судей никак не могу понять. Сейчас скандал из-за этого, и совершенно правильно!

Я думаю то, что Рамзан Кадыров эту проблему поднял, подал встречный иск, я считаю, это совершенно справедливо. Потому что какой-то судья в районе, где проживает три мусульманина условно, берет на себя такую ответственность – это недопустимо. И с правовой точки зрения – это тоже неправильно. Потому что, опираясь только на лингвистическую экспертизу, делать выводы о запрете богословской литературы – это чисто по-человечески, по элементарной логике непонятно. Он должен отправить на религиоведческую экспертизу, тогда уже судья может принимать решения. А здесь опираются на мнение лингвиста, который в жизни не читал Коран, в жизни не видел, чем отличается священное писание мусульман и т.д. Как можно было сделать такой вывод?! То есть я в принципе согласен с Рамзаном Кадыровым, хотя может он и довольно жестко отозвался о судье и прокуроре, может руководителю региона не стоило так, но, по сути, постановка вопроса у него совершенно правильная.

Проблема запрета религиозной экстремистской литературы существует давно. Мы столько раз поднимали вопрос, что нужно создавать экспертный совет по таким вопросам, и чтобы районные судьи не принимали таких решений по религиозным книгам. В принципе это должно рассматриваться на уровне Верховных судов регионов. Это не уровень районного судьи, который просто сидит и формально принимает решения.

Илдар хазрат Баязитов, заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ, руководитель направления социальных проектов:

– Судя по тому, что говорит Рамзан Кадыров, что эту книгу запретили из-за того, что в ней были аяты из суры «Аль-Фатиха», ну, конечно, по-моему, это полный бред. Я думаю, надо пересмотреть законодательство и не разрешать всяким мировым или районным судьям вмешиваться в такие идеологические моменты. Из-за этого ведь может возникнуть напряженная обстановка. Поэтому надо советоваться с официальным духовенством. У нас в России есть официальное Духовное Управление мусульман. И вынесения подобных решений надо ограничить. Потому что, видите, что у нас сейчас происходит? Любой мировой судья может книгу запретить. Если претензии судей к этому изданию были именно из-за аята Корана, конечно, это неправильно. Как мы можем это допустить? Мы не можем, чтобы запрещали ни один из аятов Корана! И все из-за слов, что «только Аллаху поклоняйся», но ведь это принцип любой монотеистической религии. Любая религия призывает поклоняться Богу, Аллаху или еще кому. Только из-за этого их же нельзя назвать экстремистскими.

В Татарстане, слава Аллаху, такой оценки религиозной литературы нет. И потом, я сам являюсь членом Экспертного совета при КФУ в этих вопросах. Мы же знаем, живя в Татарстане, как нам важно сохранить межконфессиональный и межрелигиозный мир, межнациональное согласие. Тот мир, который у нас веками складывался. Несмотря на то, что извне постоянно пытаются навязать какие-то посторонние идеологии. Несмотря на то, что нас пытаются увести куда-то в сторону. Но мы же стойко стоим на своих рубежах. Поэтому, я думаю, что здесь надо учитывать, что ислам сама по себе религия очень миролюбивая. В самом названии ислама – слово «мир». Там в принципе не может быть никакого экстремизма.

Наш муфтий неоднократно высказывал свою позицию, когда запрещали хадисы, пытались запретить. Были такие нелепые попытки, тогда наше руководство высказывало свое негативное отношение к этому. За этим случаем я следил только по новостям, с муфтием еще не общался. Пока не знаю, возможно, и у него будет какая-то реакция. Я считаю, мы должны быть адекватными во всем, мы должны уважать религиозные чувства людей и православных, и мусульман, и иудеев, и других конфессий. Одно дело, когда книгу написал какой-то заблуждающийся гражданин. И другое, если это священные писания. Касаться таких книг - это, на мой взгляд, уже перебор.

Василя Ширшова, Sntat.ru

Социальные комментарии Cackle