Что заставляет мусульманок снять платок?
Что заставляет покрытых мусульманок снять платок? Как меняется образ жизни и как относятся люди к девушке, решившейся обнажить волосы и оставить хиджаб для исключительных случаев? Как следование пяти столпам ислама помогает девушке не свернуть с истинного пути веры и стать настоящей матерью и преданно женой? Именно над этим задумалась автор полнометражного документального фильма «Аллах и я (и все остальные)» Киоко Йокома.
Своими мыслями по этому поводу режиссер поделилась со зрителями XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино через истории четырех своих главных героинь, в жизни которых хиджаб сыграл особую роль, помог понять и познать себя, стать ближе к Всевышнему.
«Аллах и я (и все остальные)» – это фильм о практикующих мусульманках Торонто, для которых решение снять или одеть платок далось тяжело и имело свои причины и последствия. Две героины решили снять хиджаб, а две – покрыть им свою голову. Эти женщины не просто делятся своим опытом, они всем своим существом являют пример добропорядочности и единения не только со своим внутренним миром, но и с Создателем. Героини фильма стремятся найти баланс между верой и социально активной жизнью, рассказывают о влиянии хиджаба на них самих и на их отношение с окружающими.
Несмотря на толерантность в Северной Америке, мусульманам довольно непросто следовать зову своего сердца и велению Аллаха. Какой бы выбор не сделала мусульманка, ей так или иначе придется столкнуться с положительной и отрицательной реакцией со стороны семьи, друзей, коллег, немусульманской общины. Особенно это касается платка. Режиссер Киоко Йокома в своем фильме постаралась показать, что разнообразие взглядов на исламский дресс-код основано на различных описаниях, сформулированных индивидами и обществом. Если говорить о медиа, то они преподносят, как правило, доминирующую культуру и используют ее для формирования образа людей.
Фильм представляет собой критическое исследование процесса формирования образов, бросает вызов тем людям, которые опираются на свои предубеждения, сталкиваясь с одной и той же женщиной в разных образах.
Фильм представляет собой истории четырех представительниц мусульманской общины. Одна из них, Фарида, будучи эмигранткой из Татарстана, к ношению хиджаба пришла уже в довольно осознанном возрасте. Несмотря на протесты пожилой мамы, мотивирующей свою нелюбовь к платку тем, что для татарской культуры покрытие головы таким способом не характерно, Фарида постепенно приходит к этому самостоятельно, опираясь на суры из Корана и хадисы Пророка (мир ему). Все начинается с просьб к матери рассказать об исламе. Начав читать намаз и сменив гардероб, женщина одевает платок, ни капли не боясь мнения друзей и окружающих. Однако когда она приходит в дом близкой подруги, становится ясно, что многолетние штампы в отношении покрытых женщин еще далеки от полного разрушения. Подруга принимает Фариду в хиджабе, но делает акцент на том, что она ее хорошо знает. «Если бы это была посторонняя девушка, я бы отнеслась с ней с большой осторожностью. Но это ты. И мне неважно, носишь ты платок или нет. Я тебя знаю».
Еще одна героиня фильма, несмотря на все трудности, которые свалились на нее, как только она решила одеть хиджаб и сделать его частью себя, смогла сохранить себя и свое единение с Всевышним. Окружающие люди, друзья, даже семья давили на юную мусульманку, уговаривая снять платок, оставить волосы открытыми, но девушка осталась непреклонной. «Без хиджаба я чувствую себя нагой», – из раза в раз отвечала она близким, твердя эти слова как мантру.
Другая юная мусульманка, спустя долгое время ношения платка, отказалась от него. «Я поняла, что моему стремлению к Аллаху, моему единению с Всевышним никак не могут помешать мои открытые волосы». Друзья приняли изменения в подруге довольно неоднощначно. «Мой друг спросил, как теперь ему вести себя со мной. Я ответила, что я осталась прежней. Я все та же мусульманка, меня по-прежнему нельзя касаться. Я просто открыла свои волосы. Но я не изменилась. Мое желание заслужить милость Аллаха осталось прежним. Просто я поняла, покрытие ничего не меняет в моей жизни: я также продолжаю жить по предписанию Создателя. Он видит мою душу, мои помыслы, чистоту моей души. И это самое главное. Я живу, чтобы заслужить его довольство, а не соответствовать представлениям окружающих».
Причиной того, что мусульманка-депутат, четвертая героиня фильма «Аллах и я (и все остальные)», отказалась от ношения платка стала специфика ее работы. Мать троих детей в один день поняла, что, будучи непокрытой, ей легче вести работу с людьми и будет больше возможностей помочь жителям города. Здесь свою роль сыграло и отношение канадской общины к мусульманкам. Ведь, несмотря на заявления о веротерпимости, ситуация в стране далека от приятия и понимания верований другого человека, тем более мусульманина.
«Когда я сняла платок, я внутренне осталась той же. Я по-прежнему читаю намаз, покрываю голову в определенных местах. Просто отказ от ношения платка дал мне больше возможностей для помощи людям. Люди перестали коситься на меня и стали чаще обращаться за помощью. Ко мне приходят как мусульманки, так и не мусульманки. Раньше я вызывала некоторое недоверие, страх у людей. Теперь все иначе, но я также следую наставлениям нашего Пророка».
Четыре разные судьбы, четыре женщины, борющиеся со стереотипами общества о покрытых мусульманских женщинах. Каждая из них, несмотря на наличие или отсутствие платка, хранит в сердце заветы Корана и главной своей целью считает вести праведную жизнь и заслужить довольство Всевышнего. Автор картины ни в коей мере не придерживается мнения, что соблюдение предписаний относительно внешнего вида мусульманки не обязательно.
Киоко Йокома постаралась остаться в стороне от осуждения и выводов. Режиссер лишь показала стереотипы относительно мусульманского платка, показала. Выбор Йокома предпочла предоставить своим героиням и зрительницам.
Ильмира Гафиятуллина, Казань