• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Булат Мубараков: «В основе экстремизма лежит искажённое понимание исламского наследия»

Время чтения: 3 мин
2129

Каждый мусульманин знает, что его главная обязанность – получать знания от колыбели и до могилы, куда бы ни пришлось за ними отправиться. Сейчас, в век информационных технологий, у нас настолько много информации в жизни и на просторах Интернета, что немудрено запутаться и пойти совершенно не тем путём. А результатом использования в качестве источников знаний непроверенных ресурсов и авторов может привести лишь к росту невежества и зарождению идей экстремизма. Об этом говорил и начальник отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков в рамках стартовавших семинаров на тему «Волго-уральская суфийская традиция в борьбе против экстремизма».

Любое явление в исламе надо рассматривать в контексте правильного понимания шариата, уверен Булат хазрат: «К сожалению, можно наблюдать очень много людей с искажённым пониманием исламского наследия. Именно поэтому я решил первые две лекции посвятить правильному пониманию шариата, а также вопросам того, из каких источников можно брать знания, каковы отличительные черты правильного понимания исламского наследия».

Для начала стоит дать определение термину экстремизм. Экстремизм есть приверженность крайним взглядам, методам, действиям, обычно это находит наиболее яркое отражение в политике. Безусловно, существует множество определений, но у всех у них есть общие черты, на которых стоит остановиться более подробно. Претензия на исключительность, убеждённость в превосходстве одной группы над другой, убеждённость в легитимности противоправных действий в отношении других людей на основании мнимого превосходства – всё это есть прямые признаки экстремистского поведения.

«Те явления, которые мы видим сегодня (речь идёт о карикатурах на пророка (мир ему и благословение Всевышнего), насильственные действия, угрозы) есть яркие признаки экстремизма, поскольку это ведёт к насилию, к кровопролитию, это оскорбление чувств верующих. Но при этом важно понимать, что экстремизм не привязан ни к одной из религий», - уверен Мубараков. Ведь для любого мусульманина каждый человек, потомок Адама (мир ему), является облагороженным, обладает теми же правами, как и остальные люди.

Каждый из нас задумывается над тем, совокупность каких убеждений приведёт к спасению в этом мире и к отсутствию наказания в будущем мире. Но каковы же предпосылки появления экстремистских идей среди тех, кто называет себя мусульманами? В первую очередь, причина такого кроется в полном невежестве относительно религиозных постулатов, истинных предписаний Ислама. Бок о бок с незнанием идёт нежелание признаваться в собственном невежестве, отсутствие какого-либо понимания, с чего стоит начинать свой путь к Исламу и Благородному Корану. Благодатной почвой для зарождения и последующего развития экстремистских идей также является и отсутствие понимания, что абстрактное наличие информации не есть само знание.

«Особую роль здесь играет переизбыток существующей информации. Человек не всегда может разобраться в том, что является правдивым, достоверным источником информации. Человек обращается к Интернету, и здесь мы встречаем ещё одну проблему – человеку свойственно первую полученную или найденную информацию воспринимать как абсолютную истину. Поэтому так сложно впоследствии изменить убеждения человека», - отмечает Мубараков.

Как же распознать, что источник информации не заслуживает доверия? Как правило, в лексиконе таких людей присутствует фраза «Давай не будем следовать за людьми, а вернёмся к Корану и Сунне». Но что это означает на самом деле? «Здесь речь идёт о том, чтобы переосмыслить Коран и Сунну, что понимание учёных в корне неверно, а верна только интерпретация этого человека, она есть истина, за которой надо следовать», - объясняет Булат хазрат. Здесь возникает диссонанс. С одной стороны, такие люди утверждают, что таклид – не обязанность мусульманина. Но с другой стороны, они абсолютно слепо следуют тому, что сказали их шейхи.

Ещё один отличительный признак заблуждения – глупое противопоставление, к примеру, хадисов и Абу Ханифы. Это две категории, которые не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку хадис – источник шариата, а Абу Ханифа – образ понимания этого хадиса. «Если и говорить о противопоставлении, то правильно противопоставлять понимание хадиса Абу Ханифой и понимание того же хадиса невеждой», - добавляет хазрат.

Другим признаком ложности источника информации является его фанатизм (слепое, безоговорочное следование убеждениям или идеям). В отличие от последователей мазхаба, фанатики не признают право представителей иных мазхабов следовать за своими учёными, признанными уммой. Сюда же можно отнести и неприятие матуридитской акыды.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle