• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

12 фильмов КМФМК, которые ни в коем случае нельзя пропустить

Время чтения: 8 мин
2783

Проблема отцов и детей, тема миграции, знакомство с культурой африканских племён, воспевание нравственных идеалов, проблема выбора между жизнью и смертью, важность сохранения семейных связей вне зависимости от перипетий судьбы – это основные мотивы, которые прослеживаются в конкурсных работах юбилейного XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который стартует уже завтра.

Мы попытались обозначить основные лейтмотивы, нашедшие отражение в отобранных картинах, и приготовили для вас небольшой список фильмов, которые ни в коем случае нельзя пропустить.

Конкурсная программа: кино на любой вкус и знакомство с культурой

В этом году картины к фестивалю члены отборочной комиссии выбирали сами, отсматривая другие фестивали, премии. Таким образом, к примеру, была найдена картина, ставшая фильмом-открытием Фестиваля – лента узбекского режиссёра Абдухалила Мигнарова «Имам Абу Исо Мухаммад Термизий», повествующая о детстве, юности и зрелости одного из выдающихся знатоков хадисов, прославленного мыслителя и автора книги хадисов «Ас Сунан».

- Это довольно качественная картина – первый за многие годы религиозный фильм в Узбекистане. Режиссёр и сценарист опирались на советскую традицию фильмов о поэтах. В картине присутствует и любовная история (речь идёт о том, что, влюбившись в девушку, Абу Исо отправляет устаза свататься к ней, но, по воле Всевышнего, девушке оказывается уже засватана), но мы понимаем, что главный герой посвящает всего себя духовной жизни. Также здесь есть злодей, который противостоит главному герою. Имам выглядит благородным великим человеком и полностью отдаётся своему призванию. А его оппонентом движет зависть. Он не только отравляет жизнь окружающим, он разрушает самого себя. Главный герой мыслит рационально, в фильме нет чудес: Абу Исо Мухаммад Термизи никого не излечивает, не превращает, - отметил в ходе презентации фильма журналистам член отборочной комиссии Сергей Анашкин.

Не менее интересная другая лента, вошедшая в конкурсную программу, – копродукция Ирана и Афганистана «Роза, мать Азима» кинорежиссёра Джамшида Махмуди. Премьера фильма состоялась в 2018, тогда же картина вошла в лонг-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В основе сюжета – история афганского беженца Азима, который вместе с семьёй проживает в Тегеране. Перед ним, как перед главой семьи, встаёт выбор между собственной жизнью и жизнью смертельно больной матери. Двух главных героев-братьев сыграли профессиональные актёры. В главной женской роли снялась обычная женщина, на лице которой отразились опыт прожитых лет, мудрость и перенесённые страдания.

Фильм «Рона, мать Азима» был показан осенью 2018 года на фестивале в Южной Корее, где удостоился специального приза. На кинофестивале во Франции лента была признана «Лучшим азиатским фильмом».

- Режиссёр фильма вырос в Иране, впитал иранскую культуру. По этническому происхождению он афганский таджик и ощущает себя афганцем. В его картине представлен народ – хазарейцы. По вероисповеданию они шииты, по происхождению – монголы, потомки воинов Чингисхана, которые остались в гарнизонах на территории нынешнего Афганистана. Раньше этот народ был на вершине социальной лестницы, однако со временем его начали угнетать и порабощать. Так как большинство афганцев исповедуют ислам суннитского толка, хазарейцев начали притеснять и по религиозному, и по расовому признакам. Из-за этого многие хазарейцы переместились в Иран.

По словам члена отборочной комиссии, как правило, иранские работы похожи на теоремы – даётся история с нравоучительным подтекстом и зритель раньше, чем герой должен понять, как правильно поступить в ситуации.

- В случае с Махмуди, выбор совершить довольно сложно. В книжках написано, что нужно собой жертвовать, тем более ради своих родителей, которые подарили нам жизнь. А на самом деле, готовы ли вы это сделать? Главный герой чувствует себя пленником судьбы. Нужно понять и простить слабость главных героев, уйти от обвинения. Это семейная история и каждый из нас может представить себя в подобной ситуации. Здесь перед зрителем возникает вопрос о правильности сделанного выбора. Но как ни ставь себя на место главного героя, до конца невозможно осознать, какой поступок станет верным. Задайте себе вопрос: готовы ли вы умереть ради высоких идеалов, ради любви? Но помните: не может быть единственного правильного ответа.

В конкурсе представлено и татарское кино – «Байгал» Ильдара Ягафарова, и жёсткая бескомпромиссная история о кризисе мужского сознания – «Глубокие реки» режиссёра Владимира Битокова. Что касается картин из Средней Азии, то особенно интересен кыргызский мюзикл «Песни древа» (режиссёр Айбек Дайырбеков), в основе которого лежит фольклорное сказание, что соединяет в себе и эпос, и сказку, и этнографию. А работа таджикских кинематографистов вобрала в себя тему миграции, взаимоотношения отцов и детей.

В основе сюжета – история о мальчике, которому из-за финансового состояния семьи и отсутствия рядом отца, который находится в России на заработках, всё никак не могут сделать обрезание. Но картина заканчивается благополучно – отец возвращается, мальчик добивается поставленной цели. Чистота ребёнка и верность жены возвращают главу семьи в этическое поле человека.

Не менее интересны для зрителя будут и работы из мусульманской части Европы, в том числе рассказ о жизни двух противоборствующих героев, объединённых общей памятью о боснийской войне в 90-ых годах. Ни в коем случае нельзя пропустить и фантастическую историю из Турции с отсылками к Тарковскому – «Зерно» (режиссёр Семих Капланоглу), и вольную адаптацию «Вишневого сада» Чехова из Азербайджана – «Гранатовый сад» (режиссёр Ильгар Наджаф)».

Отдельного упоминания заслуживают картины африканский режиссёров. Культура народов, населяющих Африку, обладает своим шармом и красотой. Кенийский фильм, к примеру, повествует нам о девочке, больной раком. Односельчане идут на добрый розыгрыш, потакая представлениям девочки о том, что она имеет сверхъестественные силы и может управлять погодой и людьми.

- Необычный колорит, жизнь на стыке традиционных религиозных воззрений и сохранившихся языческих верований, существование на грани жизни и смерти из-за бесконечных гражданских войн – всё это нашло отражение в работах африканских специалистов.

«Россия – исламский мир»

Отдельно хочется сказать о секции «Россия – исламский мир», которая проходит уже во второй раз. Здесь представлены фильмы из тех стран, которые входят в Организацию исламского сотрудничества. По словам оргкомитета фестиваля, картины в этой программе мало уступают конкурсным кинолентам, зачастую обходя основных номинантов по всем показателям.

Кыргызстан в этой секции представлен работой «Мунабия» - это история благородной женщины, которая за всю свою жизнь так и не познала материнского счастья. Стоит отметить, что в прошлом году этот фильм получил главный приз фестиваля в Анапе.

Иран предоставил необычную, в какой-то степени даже жёсткую картину «Волосы», где речь пойдёт о женской команде по тхэквондо. Девушки должны отправиться на турнир в Европу, но в последний момент им запрещается выступать в балаклавах. Они должны заменить их на платок, в котором очень тяжело бороться. О том, как это отразиться на дальнейших судьбах спортсменок, какие внутренние противоречия вспыхивают внутри каждой героини – это предстоит узнать зрителю.

Впервые за многие годы на фестивале будет представлена йеменская картина. Работа «10 дней до свадьбы» представляет собой гибрид романтической комедии и мелодрамы с оглядкой на индийский кинематограф. По сюжету свадьба чуть было не расстраивается из-за определённых глупостей. И всё это происходит на фоне реальных проблем. Каждая минута фильма пронизана ощущением присутствия беды, но особого трагизма не найти.

И здесь особое место занимает африканский кинематограф, который, пожалуй, впервые так широко и разнообразно представлен на Фестивале. Картина «Племя акаши» - это молодёжная комедия, описывающая истории из жизни партизан во время войны на юге Судана. Племя борется за создание независимого государства. Весь сюжет завязан на главном герое, который, уйдя в самоволку, оставляет у своей возлюбленной боевое оружие (АК-47).

Совместная работа Португалии и Мозамбика «Мабата Бата» (режиссёр С. де Карвальо) стала экранизацией рассказа известного писателя Миа Коуту. Трогательная история, оставляющая, несмотря на трагический сюжет, какое-то светлое послевкусие. Работа получилась очень колоритной. Отдельно стоит отметить прекрасную операторскую работу, продемонстрировавшую нам не только красоту африканского пейзажа, но и яркость традиционной одежды и обычаев местных племён.

Всё действие разворачивается в одном из языческих племён (к слову, в Мозамбике порядка 20% населения исповедуют ислам). Это притчевая история о том, какие незаживающие раны в Африке оставили гражданские войны. Здесь есть и вера в духов, в колдовство, что органично встраивается в систему исламского мировоззрения (за исключением кочевых племён и стран, где исконно проживают арабы). Таким образом, мы видим, что духовная составляющая исламской религии местный народ интересует меньше, чем конкретные законы и ограничения.

Каждый человек сможет найти в программе фестиваля фильмы на свой вкус. Что примечательно, в этом году программа фестиваля больше носит познавательный характер, позволяя взглянуть на мир глазами главных героев картин, понять, чем мы между собой похожи, а что нас различает и добавляет лишь богатства в этот мир.

Зритель получает уникальную возможность совершить путешествие, обратить внимание на те вещи, которые в обычной жизни проходят мимо нас, взглянуть другими глазами на ставшие уже обыденными проявлениями культуры.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle