По следам Абдурашида казый Ибрагимова – Владивосток-2013 (продолжение)
В 2012 году во Владивостоке был проведен саммит АТЭС. Перед этим мероприятием были приведены в порядок дороги, построены новые ультра-современные мосты, отремонтированы здания, город преобразился. Всего каких-то сто четырнадцать лет назад это был совсем другой город! Абдурашид казый Ибрагимов описывает улицы Владивостока, на которых по-прежнему заметны и китайцы и корейцы, правда в последние годы сюда больше прибывают мигранты из Средней Азии, республик бывшего СССР. Вот, что пишет Абдурашид казый:
«Ходя по улицам видны огромные магазины, удивительные здания. Надписи на китайском или на русском (и сейчас в некоторых местах встречаются китайские надписи). Надписи на китайском уж слишком длинные, например: «Тон-Фон-Тай», «Чжа, Хон-Тон Шин Тай» и «Тон-Шин-Лун». Встречаются и надписи на японском. На каждой улице непременно встречаешь корейцев-носильщиков. Ходя по улицам, можно услышать английскую, русскую, корейскую, японскую, французскую и немецкую речь» (все также, только к этому списку можно добавить языки Кавказа и Средней Азии).
Что касается одежды, то она здесь весьма разнообразна: вплоть до индийцев, носящих чалмы. Не видно только татар в своих бешметах. Но допускаю, что наши соотечественники непременно приедут сюда. А может быть, они здесь уже есть, просто перестали носить национальные одежды. Насколько мне известно, есть только одна богатая татарка, живущая в своем особняке. Остальные – бедняки».
Татары и башкиры сегодня составляют основную массу приморских мусульман (40-50%), являющихся гражданами РФ. Количественно это свыше 20 тыс.человек. Общее количество мусульман в крае с учетом мигрантов составляет около 250 тыс. человек (свыше 8% от всего населения). По переписи 1897 года, мусульмане составляли всего 1281 человек (около 0,5%), среди общего количества населения в 223336 человек.
«Во Владивостоке легкая, здоровая и чистая работа полностью находится в руках китайцев, тяжелая и грязная работа – у корейцев. Если это правда, говорят, что корейцы очень бедный, порабощенный народ. Целый день работают и довольны тем, что за это получают. Весьма подвержены пьянству, постоянно в унижении.
Китайцы же в своих национальных одеждах, из-за китайского нового года, который в этом году совпал с грегорианским, одеты по-праздничному очень роскошно». Сегодня же по внешнему виду люди, как правило, не отличаются.
«Настал вечер, куда податься? Я решил немного прогуляться. Зашел в столовую, а там сидят двое русских. Один другому говорит: «Пойдем в китайский театр». «Значит в китайский театр», - подумал я! Я вышел, поймал повозку и отправился в театр. Оказалось, что он совсем поблизости. Купил билет за тридцать копеек и сел. Только зайду… Весь театр пропитан запахом чеснока, стоит вонь, запах табака. Язык их непонятен, постановка нам неясна. И здесь не смог получить удовольствия, спустя полчаса я вышел оттуда. Вернувшись в номер решил почитать книгу про Китай, подаренную мне известным путешественником Ладыгиным. Я посчитал, что эта информация важнее любых представлений».
Как пишут в исторических хрониках, на исходе ХIХ в. во Владивостоке имелись два китайских театра, куда ходили и русские. Один находился на нынешней ул. Пограничной (в здании радиошколы), а другой – на Семеновской, в здании, где был кинотеатр «Родина» (сейчас на этом месте стоит торговый комплекс с одноименным названием).
«Чтобы не тратить время зря, во время моего пребывания во Владивостоке я начал посещать читальный зал… Хотел встретиться с профессором Цебиковым, но не вышло. Вместо этого встретился с одним из преподавателей института восточных языков Гумбу-Джаб. Отличная школа, здесь изучают китайский, монгольский, тибетский, японские языки», - пишет Абдурашид казый.
«15 января попрощался с друзьями, собрал вещи и уже собирался покинуть Владивосток, как вдруг от некоторых друзей пришла телеграмма из Хабаровска: «Мы едем провожать вас, встречайте нас 16-го января на вокзале». Конечно, когда пять-шесть человек едут 700 км только, чтобы проводить, хочешь ты этого или нет, пришлось перенести путешествие на 18-е.
16-го числа в районе одиннадцати дня прибыли Абдулькадир Каримов с детьми, Абдулла Виргазов, Виктор Бикаревич. Остановились они в гостинице «Версаль», вместе мы хорошо провели эти два дня».
(и по сей день гостиница «Версаль» принимает гостей)
«Тут приехал и глубокоуважаемый профессор Цебиков. Уехать не встретившись с ним мне было бы не по себе. Цебиков – редкая фигура среди путешественников на Тибет. Он посетил Тибет более двухсот раз, вместе с собой принес фотографии… За эти два дня повстречался со многими людьми, время потрачено не в пустую. 19 января 1909 года я сел на японский пароход «Хузан Мару», студенты университета проводили меня до самого парохода».
Конечно, также интенсивно как Абдурашид казый время провести не удалось, но была своя программа. 17-го декабря до обеда был семинар «Приморская умма», затем общение с представителями диаспор, вопросы и обсуждения. Пока был во Владивостоке, по милости Аллаха удалось посетить учебно-научный музей ДВФУ, в котором есть зоологический, этнографический и археологический отделы, также отдел редких книг. А уже утром 18-го декабря сразу после утреннего намаза отвезли в аэропорт, откуда я отправился в противоположном Абдурашид хазрату направлению.
Ринат Габбасов