Как правильно выбрать школу для ребёнка?
Один из первых важных этапов социализации ребёнка – образовательная школа. К тому же ислам предписывает нам получать знания на протяжении всей своей земной жизни, не переставая учиться и передавать знания. И первым социальным институтом на этом пути является школа, будь она религиозная или светская.
По словам научного сотрудника Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Камиля Насибуллова, в Татарстане немало мусульманских семей, которые стараются воспитать своих детей в соответствии с предписаниями шариата. Когда такие дети приходят в школу, то образовательное учреждение встречается с ожиданиями родителей и детей.
«Мы знаем, что ислам требует от человека исполнение пятикратного намаза, халяльное питание, покрытие для девушек и многие другие аспекты. Если же мы говорим о государственных школах, работающих в российском пространстве, то есть определённые требования к светскости образования. В связи с этим не все ожидания родителей могут удовлетворяться, не со всеми тонкостями знакомы или понимают учителя. Это иногда вызывает конфликты и недопонимания», – отмечает эксперт.
В странах с мусульманским меньшинством, к примеру, в западных странах, есть целые направления педагогики, которые занимаются компетенциями учителей, то есть тем, как включать детей из мусульманских семей в образовательное пространство, учитывая их запросы и ожидания и соблюдая при этом требования национальной образовательной программы. Подобный уникальный опыт есть и в Казани.
Как адаптировать детей из мусульманских семей к обычной школе?
В первую очередь, уверен Камиль Насибуллов, учитель должен повышать свои знания об исламской религии, особенно если в его классе присутствует большое количество детей из мусульманских семей.
«Знание истории и культуры ислама, религиозных и национальных особенностей уже позволяет решить многие вопросы. Это касается и предметников в том числе. К примеру, есть особенности исламского мировоззрения, касающиеся рисования, изображения живых существ. Согласно представлениям мусульман, изображение живых существ не допускается. И учителя искусств, рисования порой не знают, как подойти к обучению ребёнка, который отказывается рисовать то, что требует учитель. С другой стороны, в исламе нет отрицания красоты и эстетики. Аллах любит прекрасное. Учитель может давать задание, учитывая религиозные особенности конкретного ребёнка. К примеру, рисовать архитектурные объекты, натюрморты, природу. В этом плане ислам не ограничивает человека. Мы видим, что многие вопросы могут быть решены, если знать нюансы религии», – поясняет Насибуллов.
На что опираются родители при выборе школы для своего ребёнка?
Это достаточно многофакторный процесс, уверен наш собеседник, и зависит от того, насколько сами родители озабочены этим вопросом, и чего они хотят от образования ребёнка.
«Кто-то на первое место ставит качество образование, поэтому ищет известные в этом плане школы. Иные больше внимания обращают на возможности выполнения религиозных предписаний. У нас есть немало школ, которые в этом плане более адаптированы. Часто это национальные гимназии, которые знакомы с исламом как с частью татарской культуры. Что касается «Усмании», то там обучается до 150 детей. В образовательном ландшафте это уникальная школа. Таких образовательных учреждений в России очень мало. Конечно, она не способна решить вопросы всех желающих. Но, стоит отметить, муфтий Татарстана обсуждал вопрос создания новой мусульманской школы, поскольку запрос от населения есть», – добавляет специалист.
Обществу необходимо большое количество мусульманских школ
По мнению Камиля Насибуллова, общество нуждается в увеличении количества мусульманских школ, поскольку не всегда рамки светскости позволяют реализовать все возможности в плане обучения мусульман.
«Появление большего количества мусульманских образовательных учреждений продвинуло бы и образовательную практику, появились бы методики, учителя, которые об этом размышляли и писали, появился бы пример для изучения. Запрос есть, и его решение повлияло бы на другие выборы родителей. Нередко получается так, что родители не удовлетворены ситуацией в школе, организуют частные семейные школы, переводят на семейное бучение. Это ещё раз говорит нам о том, что таких пространств образовательных не хватает сегодня», – резюмирует эксперт.
Автор: Ильмира Гафиятуллина