Татарские мечети Северного Казахстана: Петропавловск
Уже не первый десяток лет всевозможные ученые-тюркологи с мировым именем ищут исторические корни, причины и мотивы распространения татарского этноса в различные регионы нашей большой планеты. Куда их только не заносят такие исследования: Япония, Центральная Азия, арабский Восток, США, Канада. А мои поиски своих корней и желание узнать как можно больше из богатой и непростой истории моего народа увели меня в Казахстан, в республику, где исторически сложились целые татарские кварталы; куда в советские времена переезжало немало татар; где было построено немало татарских мечетей.
Татары издавна населяли территорию Северного Казахстана. На территории Северного Казахстана проживали казанские (волжские), астраханские, крымские, касимовские и бухарские татары (изредка их называют узбеками), кряшены, ногайцы и мишаре. Активное заселение татарами данной территории приходится на конец XVIII-начало ХIX вв. Первое крупное компактное татарское поселение Мамлютка было основано в 1786 году переселенцем крестьянином Мамлютовым. Тогда же возник и ряд других татарских поселений, куда на протяжении всего ХVIII в. прибывали татарские крестьяне из Казанской, Симбирской, Нижегородской губерний.
Город Петропавловск, областной центр, был создан в 1752 году казаками и татарами, рассказывают старожилы. Причем, зоны ответственности были четко разделены: казаки охраняли население, а татары торговали. Та часть города, где проживала татарская диаспора, отличалась характерным запахом мускуса, чистотой и красотой домов, их необычным убранством.
Описывая подробно быт и культуру татар Северного Казахстана конца XIX в., врач Ц. Белиловский отмечает их необыкновенную опрятность, гостеприимство, совестливость, грамотность, чистоту нравов и внешнюю красоту. Татарские дома выделялись своеобразной постройкой, декором крыльца, внутренним убранством и чистотой. Обычный интерьер дома составляли персидские и ташкентские ковры, приземистый стол, кровать, сундук, стеклянная этажерка с золотыми вещами, посудой, ювелирными изделиями. Стены были украшены видами Иерусалима и Константинополя, молитвами из Корана.
Основным занятием переселенцев изначально было скотоводство, а затем уже татары освоили и хлебопашество. В «Материалах по изучению экономического быта инспекцией Западной Сибири» отмечается, что купцы предпочитали иметь дело с татарскими крестьянами деревень Мамлютка и Окунева, так как они славились честностью.
Будучи крупнейшим городом Северного Казахстана, Петропавловск с конца XVIII в. становится центром торговли, своеобразным мостом между азиатскими степями и Россией, а позже и Европой. Уже в конце ХVIII столетия в Петропавловске торговали такие татарские купцы, как Абдрашитов, Ясупов, Мавлютов, Шакулов. А к концу XIX века в Петропавловске насчитывалось около 100 татарских потомственных дворян, а из 450 человек, принадлежащих к купеческим семьям, татар было 300. По переписи 1897 г. в городе 6 129 человек считали татарский язык родным, что составляло треть всего населения Петропавловска.
Татарским фамилиям в Петропавловске принадлежали крупнейшая пятиэтажная мельница товарищества «Мукомол» и мыловаренный завод (Муратов, Тюменев, Давлеткильдеев), кожевенный и маслодельный заводы (Акчурин), салотопленный завод (Янгуразов), шерстомойные заводы (Вагапов и Шафеев). Льготы, которые правительство предоставило местным купцам, сделали город центром татарской торговли в Сибири.
К 1916 г. здесь вели торговлю казанские купцы – Гафуров, Шамсутдинов, Галеев, Шафеев, Файззулин; касимовские – Давлеткильдеевы, Акчурины, Муратовы, Сутюшевы, Тюменевы; тюменский купец Бичурин. Практически вся торговля скотом, пухом, кожей, продуктами животноводства проходила через руки татарских купцов. Товары поступали на рынки Вены, Парижа, Бостона, Берлина, Гамбурга и через Одессу – в Турцию. Товарооборот города достигал 50 000 млн. рублей. Полученные средства татарские купцы и промышленники щедро вкладывали в благоустройство города.
Как только татары начали обживаться на новом месте, то взялись за постройку духовных учреждений – мечетей и медресе. К 1917 году в городе насчитывалось шесть каменных и три деревянных мечети, построенные на деньги татарских купцов. Самое раннее религиозное учреждение относится к 1795 году.
На сегодняшний день осталась лишь одна действующая татарская мечеть, расположенная невдалеке от когда-то татарского квартала. Что характерно, прихожанами татарской мечети «Дин Мухаммад» в городе Петропавловск исконно были не только татары. Стены мусульманского храма видели и совсем юных мусульман, только встающих на путь ислама, и уже умудренных долгой жизнью и богатым опытом бабаев. Под сводами мечети находили покой и успокоение татары и казахи, чеченцы и узбеки, таджики и турки, русские и дагестанцы.
После долгого затишья в этом году татаро-башкирская мусульманская община словно очнулась от продолжительного затишья. Каждый год определенной диаспоре дается слово на ифтаре. В этом году во время священного и долгожданного для всех мусульман месяца Рамадан именно эта община организовала ауыз ачар (ифтар) для всех постящихся. Такие мероприятия, особенно во время уразы, помогают не только показать истинный ислам, каким нам его передал пророк Мухаммад (мир ему и благословение), но и помочь нуждающимся, пересмотреть свои приоритеты и начать ценить то, что дает Всевышний.
После долгих разбирательств последняя татарская мечеть осталась стоять на прежнем месте, правда, несколько сменив свой статус, а община носит новое название. Теперь это филиал Республиканского исламского объединения «Духовное управление мусульман Казахстана», татаро-башкирская община мусульман города Петропавловска при мечети «Дин Мухаммад».
- Несмотря на то, что мы являемся теперь филиалом, мы оставили за собой некоторую автономию. Это включает в себя выборность имама, заместителя имама, управляющего делами, муэдзина, бухгалтера. Все это наше.
Мечеть Дин-Мухаммед – старейшая мечеть Петропавловска. Она расположена по улице Советской (ранее Банковской) на территории современного рыбозавода.
История ее началась в 1795 году, когда купец Касимов обратился к Екатерине II с просьбой разрешить строительство мечети. Через некоторое время, благодаря пожертвованиям купцов Янгуразова и Дин-Мухаммеда, началось строительство еще одной мечети. В честь одного из них и была названа мечеть.
В годы советской власти все медресе и мечети Петропавловска были закрыты и ликвидированы. В 1930-е гг. здание мечети использовалось не по назначению. Минарет мечети был полностью разобран. В начале 1990-х годов на территории религиозного учреждения была открыта сауна с разными услугами. Именно тогда вся общественность начала бороться за восстановление исторических религиозных учреждений города. И только в 1996 году татаро-башкирской религиозной общине удалось вернуть мечеть по назначению. К тому времени здание было практически полностью разрушено, остались лишь одни пустые стены. Вскоре татары и башкиры города Петропавловска занялись реконструкцией мечети «Дин-Мухаммад», которая закончилась в 1998 году.
В 2001 году в мечети был заново восстановлен минарет. В 2013 году мусульманский храм перешел в ведение Духовного управления мусульман Республики Казахстан (ДУМ РК), а общину попросту ликвидировали. Как мы с вами знаем, вся эта ситуация разрешилась благополучно.
На сегодняшний день занимаются проведением всех мусульманских служб и ритуалов, чтение пятничных намазов.
- Скоро наш имам поедет в Астану, пройдет проверку своих знаний. Заместитель имама, Марат на данный момент получает религиозные знания в Уфе.
Говоря о преемственности поколений, нельзя не отметить и возрождение работы с молодежью. К сожалению, нынешнее поколение далеко от религии, от тех духовных ценностей, в которых были воспитаны наши предки. Тем не менее хочется отметить заметный прогресс: закончив высшее религиозное образовательное учреждение в Уфе, Ильдар Самигуллин вернулся в родной Петропавловск, где активно помогает с работой мечети.
По словам прихожан мечети, то, что проповеди ведутся попеременно на двух языках (татарский и русский), идет только на пользу: этнические татары начинают вспоминать свой язык, а представители других национальностей понимают, что хочет донести до уммы имам.
Находится мечеть «Дин Мухаммад» далековато от центра города, в таком небольшом островке тишины и спокойствия, ограждена от суеты и бытовых проблем. Достаточно одного беглого взгляда на мечеть, чтобы понять, как много пережил этот мусульманский центр, сколько впитал в себя, сколько поколений татар-мусульман воспитал, выпустил в жизнь. Обшарпанное одноэтажное здание, огражденное небольшим забором, восстановленным не так давно, крыша зеленого цвета, минарет, теряющийся среди раскидистых крон окружающих мечет деревьев. Едва ступив за ворота, словно попадаешь в другой мир, в старую, добрую татарскую деревню, известную каждому с детства.
Поднимаешь голову, смотришь на минарет, а душа сразу очищается, стремится в высь, к тому, что сокрыто за облаками и ярким солнцем. И пусть этот центр татарской мусульманской уммы с виду очень мал, даже неуклюж. Но это не мешает последней на весь Северный Казахстан татарской мечети продолжает приобщать людей к духовным ценностям ислама, пытаясь вернуть татарской мусульманской умме былое величие. Там даже дышится иначе, мысли направляются в правильное русло. Чувствуешь многовековую историю своего народа, сопричастность к великой истории, творившейся твоими предками.
В сравнении с уникальными мечетями Татарстана, мечеть «Дин Мухаммад» кажется небольшим помещением. Несмотря на немного неприглядный вид и тесноту, татарская мечеть является сосредоточием татаро-башкирской общины, является тем необходимым центром, объединяющим людей и не дающим им забыть о своих корнях. Да, здесь всего один зал для чтения намаза и выступления имама.
Впереди садятся мужчины, женщины (в основном абыстайлар) смущенно располагаются на скамейках сзади, практически у самого выхода. На полу – традиционные для каждой мечети ковры. Приглядываешься, и начинаешь припоминать, что такой ковер висел у вас дома или в деревне, куда ездили каждое лето. Каждая эта мелкая деталь, каждый сантиметр возвращает тебя в прошлое, напоминает о твоих корнях, заставляя остановиться и задуматься, куда ты движешься, куда бежит тропка твоей жизни.
Ильмира Гафиятуллина, Казань-Петропавловск