• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вдали от родины: татары Белоруссии

Время чтения: 3 мин
4682

Уже более шести столетий татары проживают на белорусской земле, придя сюда из Поволжья и Крыма. Белоруссия – их родина, которую далёкие предки защищали от врагов бок о бок с поляками и литовцами. Сегодня они носят мусульманские татарские имена, хотя уже давно говорят между собой чаще на белорусском языке, нежели на родном татарском. Их главное отличие от других местных жителей – религия Пророка (мир ему и благословение), Ислам, который они смогли сохранить в среде христиан, пронести через всю свою жизнь. Как складывается жизнь современных татар, как они сохраняют свою идентичность вдали от родины?

Ниже речь пойдёт о том, в каких условиях проживали представители татарского этноса на территории Белорусии и как в условиях повсеместной христианизации смогли сохранить свою веру и продолжали следовать канонам шариата.

Последнюю из трех мировых религий – ислам – традиционно исповедуют 27 народов Беларуси. Около половины белорусских мусульман составляют татары – белорусские, а также волго-уральские, сибирские и крымские. Предки современных татар – булгары в 922 г. приняли от арабов мусульманскую веру и стали составной частью татарского народа.

Татары, кроме небольшой этнической группы – крещеных татар являются мусульманами-суннитами. Имея тысячелетнюю историю функционирования среди татар, ислам сыграл огромную роль в формировании и развитии татарской общности в Беларуси.

Во время монголо-татарского нашествия территория современной Беларуси была охвачена пожаром войны. Завоеватели не были людьми единой веры. Среди них были язычники (шаманисты), христиане (ариане), а в войске хана Батыя и мусульмане. Войско хана Батыя на территории Беларуси никогда не пыталось распространять свою веру среди христиан. В конце XIV в. все татары (кроме алтайских – примечание автора.) приняли ислам.

В Великом княжестве Литовском татары называли себя мусульманами: мусюльмане, мусюльманки (от персид. mäsälmän, в турецко-османском произношении müslüman, müsülman, что от араб. muslim – поданный воле Бога). Прежде татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя – бисурманами. В актах и документах белорусских татар XVII в. неоднократно встречается подобное определение, например, "по нашему бесюрмянскому обряду", "у вере бесурмянской татарской будучи" и т.п. "Однако, – как отмечает польский историк С. Кричинский, – впоследствии они перестали употреблять это название с тех пор, как после войн с турками слово "бисурман" (басурман) приобрело в устах христиан оттенок пренебрежительного прозвища, и сегодня татары никогда так друг друга не зовут".

Белорусские татары исповедуют ислам суннитского толка. Подтверждение тому находим в письме султана Мурада III к Сигизмунду III, которое написано в 1591 г. Сунниты считают законными сподвижниками пророка Мухаммада (мир ему и благословение) четырех первых халифов – Абу-Бакра, Омара, Усмана и Али, признают действительность шести сводов хадисов (аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Давуда, ан-Насаи, ибн Маджи). Учение суннитов имеет четыре школы (мазхабы) – маликитскую, ханафитскую, ханбалитскую, шафиитскую. Татары придерживаются ханафитского мазхаба – школы имама Абу Ханифы (умер в 767 г).

Белорусские татары, проживая на землях Великого княжества Литовского, активно воспринимали элементы религиозного культа местного населения. Согласно исследователям М. Ленсу и М. Мамаразакову: "На религиозное сознание в условиях татарской диаспоры оказало значительное влияние христианство, главным образом его бытовые традиции и обряды, пережитки в нем элементов язычества". В качестве примера они приводят книгу П. Боравского и А. Дубинского, в которой сообщается, что в некоторых общинах белорусских татар придерживались старого культового обычая-молитвы о дожде, "как это практиковалось у христиан". "Но здесь", - отмечают польские исследователи – "включался национально-религиозный элемент: в жертву приносился черный баран. Это действие осуществлялось обычно на берегу реки совместно с христианами, но сама молитва у татар совершалась отдельно". Действительно, соседство с христианами не могло не оказать влияния на религиозные обряды татар, но все же каноническое право (шариат), державшееся на пяти основных "столпах" (рукн) ислама, оставалось нерушимым.

Продолжение следует…

Зорина Канапацкая

кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

Социальные комментарии Cackle