Мусульмане Австралии
Немногие австралийцы знают, что аборигены с северного побережья Австралии имели контакты с мусульманами задолго до прибытия на материк европейских колонистов. Следы влияния мусульман прослеживаются в культуре аборигенов и по сей день.
Жители севера Австралии до сих пор изготавливают лодки, которые в Малайзии называют «прау». Именно на таких лодках сюда прибыли уроженцы малазийского города Макассар в поисках трепангов или морских огурцов. Точная дата первых контактов малазийцев и аборигенов не известна. Некоторые исследователи считают, что это произошло около 1750 года. Однако радиоуглеродный анализ изображений малазийцев, найденных в пещерах, позволяет предположить, что они начались гораздо раньше – около 1664 года, аможетбытьиоколо 1500 года.
Как подчеркивает антрополог из Мельбурнского университета Джон Брэдли, малазийцы не вмешивались во внутренние дела аборигенов и лишь занимались взаимовыгодной торговлей.
Это контрастировало с поведением англичан, которые заявили, что эта земля никому не принадлежит, и просто заняли ее без какого-либо соглашения с местным населением, не признав его прав на нее.
Брэдли указывает, что контакты с индонезийцами оставили след в религиозных и культурных традициях аборигенов: «В песнях аборигенов, их рисунках и похоронных ритуалах имеются явно заимствованные элементы. С помощью лингвистического анализа можно с уверенностью утверждать, что это обращения к Аллаху».
Так в погребальном обряде, который у аборигенов клана Йонглу, живущих на острове Элхоу северного побережья Австралии называется «Валиха» составными элементами являются поворот на Запад в сторону Киблы и совершение ритуального поклона, аналогичного суджуду.
Контакты с малазийцами из Макассара продлились до начала 20-го века и не были единственными. В конце 19 –начале20-го века в страну стали прибывать «малайцы» - ловцы жемчуга, которые принесли с собой исламскую культуру и обычаи. Малайцы женились на аборигенках и вплоть до сегодняшнего дня множество проживающих в северо-западной части Австралии семейств аборигенов носят имена, которые свидетельствуют об этих контактах, например Даула, Хасан, Хан.
Кроме этого мусульмане оставили еще немало следов на континенте. В городе Алис-Спрингс, располагающемся в самом центре австралийской пустыни можно увидеть необычное для этих мест строение- мечеть. Ее минарет возвышается над скалами, окружающими город.
Местные жители называют ее «Афганской мечетью». Есть и объяснение всему этому: между 1860 и 1930 около 4000 погонщиков верблюдов прибыли в Австралию. Многие из них были родом из Афганистана, Индии и с территории современного Пакистана.
Они сыграли ключевую роль в освоении австралийской пустыни, обеспечивая удаленные исследовательские станции, помогая создавать важнейшие для страны объекты инфраструктуры, как, например, Оверландскую телеграфную линию и Ганскую железнодорожную линию, которая пересекает австралийскую пустыню с севера на юг. Кстати само название «Ган» образовано от слова «Афган», а курсирующие по ней составы до сих пор украшает логотип с изображением погонщика верблюдов.
Афганцы построили импровизированные мечети по всей центральной Австралии и брали в жен местных аборигенок.
Их работа продолжалась до конца 30-х годов пока автомобили не заменили верблюдов. Афганскую мечеть в Алис-Спрингс посещают в основном потомки выходцев из бывшей Британской Индии – их внуки от браков с местными женщинами.
Местные аборигены также принимают ислам, но таких не много. Самым знаменитым из них, пожалуй, является бывший чемпион по боксу по версиям WBAи IBO в среднем весе Энтони Мундэйн. На его решение принять ислам повлияла история жизни борца за права чернокожих в США Малколма Икса, который также был мусульманином.
Ислам привлекает аборигенов проповедью равенства.
«Колониалисты учили нас, что мы прокляты Богом и мы «нежеланные дети», которые заслуживают наказания и жестокого обращения», -говорит один из аборигенов по имени Агале.
Ислам для него, напротив, продолжение родной ему культуры. Он происходит из клана Мериам, где издавна соблюдали принципы единства и гармонии, параллели с которыми он находит в исламе: «Ислам, и в особенности, суфизм несет в себе идею фитры и таухида, и что мы должны жить в гармонии с окружающим миром». Это чувство совместимости ислама и культуры аборигенов, уважение семейной жизни, уважение к старшим, бережливое отношение к естественным ресурсам и природе импонируют аборигенам. К тому же ислам дает им чувство самоуважения, защищает их от пагубных привычек, в том числе, алкоголизма и наркомании, с которыми их познакомили европейские колонисты и их потомки.
Равенство, которое проповедует ислам, дает им ощущение собственной полноценности.
Ильдар Мухамеджанов