Мескита: чем знаменита испанская мечеть?
«О, мечеть Кордовы! Своим существованием и своей славой ты обязана любви, нежной страсти, которая бессмертна. Таким образом, ты тоже вечна», – Мухаммад Икбал.
То, что когда-то было центром поклонения и обучения в самом сердце общины, стало тёмным и пустым без верующих. Большинство дверей мечети, которых немало по всему периметру здания, теперь закрыты на засовы.
Великая мечеть и халиф Абд ар-Рахман I
Работы над Великой мечетью начались в 784 году по инициативе халифа Абд ар-Рахмана I. Первоначальным зданием служила небольшая вестготская церковь, но после мусульманского завоевания в 711 году её разделили между мусульманами и христианами.
Несколько лет спустя халиф купил христианскую половину здания, расширив впоследствии мечеть. Благодаря прямоугольному молитвенному залу планировка здания очень похожа на планировку Великой мечети Дамаска и других ранних мечетей.
Зал содержит 856 колонн, материал для которых был переработан из различных римских зданий. Хорошо известные двойные арки были инновационным новым архитектурным устройством, позволяющим сделать потолок выше.
Михраб мечети уникален: это не просто ниша в стене, а самостоятельная комната, дополненная собственным куполом. Стены, украшенные цветочной плиткой и аятами из Корана, захватывают дух даже много столетий спустя.
Мечеть претерпела ряд изменений в течение двух столетий после завершения строительства. К концу этого периода сама Кордова стала самым густонаселённым городом в мире, а также образовательным центром.
В это время библиотека халифата содержала более 400 000 томов. В этот период процветали наука, литература и искусство, а по всему городу действовали многочисленные библиотеки, университеты и медицинские школы, которые заслужили репутацию «Украшения мира».
Один из жителей Кордовы XIII века Аль-Шакунди, если верить историческим сводкам, отмечал: «В прежние времена Кордова была резиденцией империи, центром науки, маяком религии, обителью знати и руководства. Жители питали глубокое уважение к Закону и боролись за первенство в этой науке. А короли смирялись перед врачами, возвышая своё положение и действуя в соответствии с их мнением».
Мескита – сосредоточие жизни общества
По самым смелым оценкам, население Кордовы на тот момент достигало миллиона жителей. На протяжении всего этого периода именно мечеть была средоточим общественной активности. Наряду со своей основной функцией – общее молитвенное пространство, мечеть служила местом для получения знаний и своеобразным залом суда.
Достоверно известно, что многие из преподавателей в мечети были известными людьми, много путешествовали, посещали священные города и получали знания в Аравии, Сирии и Египте. Сидя у колонны в большом зале, они учили студентов и посетителей, жаждущих просвещения.
В другой части мечети верховный судья Кордовы выносил приговоры в достаточно непринуждённой и неформальной манере. Спорящие стороны излагали свои доводы, а судья, облачённый в простую одежду, выносил решение.
Азан, звучащий с минарета, прерывал занятия и судебные заседания, поскольку верующие, в том числе с близлежащих рынков, входили в мечеть и собирались рядами позади имама.
«Это ритмичное повторение одного и того же ритуала с его вечным, неизменным смыслом наложило неизгладимую печать на весь образ жизни, и, несмотря на споры и проблемы, разделявшие исламскую Испанию, единство этой печати никогда не было нарушено», – такое описание совершения намаза можно найти в трудах, посвящённых Кордове и мусульманскому наследию Испании.
Падение Кордовы
В 1236 году после осады, длившейся несколько месяцев, Кордова была завоевана королём Фердинандом III Кастильским, и это был конец исламского правления на территории Испании.
Всего через 800 лет после своего строительства Великая мечеть была превращена в церковь. Ее структура оставалась прежней вплоть до 1528 года, когда король Карл V дал разрешение на строительство собора во внутреннем дворе.
Позже он пожалел о своём решении: «Они взяли что-то уникальное во всём мире и разрушили его, чтобы построить что-то, что вы можете найти в любом городе». Внушительные архитектурные изменения лишили здание единства дизайна, что позднее было оплакано поэтами и искусствоведами.
После окончания Реконкисты значение Кордовы неуклонно снижалось, что положило конец её правлению как мирового центра поэтов, мыслителей и учёных.
В 1931 году Мухаммад Икбал, поэт и философ, посетил мечеть и получил разрешение совершить молитву, став одним из первых мусульман, сделавших это со времён Реконкисты. Он был так тронут этим визитом, что позже написал: «Любовь освещает каждый поступок людей, вдохновлённых Богом. Любовь – это сущность жизни, любовь не умирает, но смерть…».
Панегирик Икбала о непреходящей природе трудов верующего вскоре превратился в скорбный плач о том, что когда-то было. Он спрашивает: «Где мавританские всадники, люди добродетели, воплощения веры и поборники истины?».
«Мы вспомнили, что там происходило во времена ислама… Все науки, которые там изучались, и все коранические стихи, которые там читались, и все молитвы, которые там совершались, и сколько раз Бог (да будет Он превознесён!) упоминался там, где Его почитали. И мы начали воображать, что стены мечети и её колонны приветствуют нас и утешают нас от великой скорби, которую мы испытывали, пока мы не начали обращаться к неодушевлённым предметам и обнимать колонны, одну за другой, и целовать стены и поверхности мечети», – так вспоминал свой визит в Мескиту Ахмад бен аль-Махди аль-Газаль, посол Марокко в Испании.
Он посетил мечеть в Кордове во время дипломатической поездки в 1766 г. Через 500 лет после того, как его собственные предки были изгнаны со своей родины во время Реконкисты, аль-Газаль смог отбросить любое личное горе и возвыситься над нынешними реалиями.
Красота здания даже столетия спустя неоспорима. Мечеть Кордовы и сегодня по праву считается шедевром исламского искусства в Европе.
Автор: Ильмира Гафиятуллина