Как жили немусульмане в Османской империи?
Как и предыдущие мусульманские империи, османы проявили большую терпимость и уважение к немусульманским общинам в своих землях. Это отношение строилось на существующих мусульманских законах о статусе немусульман.
Согласно шариату, немусульмане находились под защитой закона, им предоставлялись религиозные свободы, и они не подвергались преследованиям за свои религиозные убеждения. Одним из первых прецедентов этого был договор халифа Умара бин Хаттаба (р.а.), в котором он гарантировал христианам Иерусалима полную свободу вероисповедания и безопасность.
Система миллята
Первый случай, когда османам пришлось править большим количеством христиан, был после завоевания Константинополя султаном Мехмедом II Завоевателем в 1453 году. Константинополь исторически был центром православного христианского мира и все еще имел большую христианскую общину.
По мере того, как империя разрасталась в Европе, все больше и больше немусульман попадали под власть Османской империи. Например, в 1530-х годах более 80 процентов населения Османской Европы не были мусульманами.
Чтобы иметь дело с этими новыми османскими подданными, Мехмед II учредил новую систему, позже названную системой миллята.
Согласно этой системе, каждая религиозная группа была организована в миллят. Слово «миллят» происходит от арабского слова «нация», что указывает на то, что османы считали себя защитниками нескольких наций.
Каждая религиозная группа считалась отдельным миллятом, поэтому в империи существовало несколько миллятов. Например, все православные христиане в Османской империи составляли один миллят, в то время как все евреи составляли другой миллят.
Каждому милляту было разрешено выбирать своего религиозного деятеля, который их возглавлял. В случае с Православной церковью, самой большой христианской общиной в Османской империи, лидером их миллята был избран Константинопольский патриарх.
Лидерам миллятов было разрешено навязывать своим народам правила их религии. Исламский закон не имел юрисдикции над немусульманами Османской империи.
В случае совершения преступления люди наказывались в соответствии с правилами своей религии, а не исламскими законами или законами других религий. Например, если христианин крал, он наказывался в соответствии с христианскими законами о воровстве. А если крал еврей, он должен был наказываться в соответствии с иудейскими законами и т. д.
Это интересно! Читайте также: Как Османская империя приютила евреев из Аль-Андалуса
Мусульманский закон вступал в силу, лишь когда преступник был мусульманином, или когда дело было связано с участием двух людей из разных миллятов. В этом случае судья-мусульманин должен был вести дело и судить в соответствии со своим лучшим суждением и общим правом.
В дополнение к судопроизводству по своим религиозным законам им было предоставлено право использовать свой собственный язык, развивать свои собственные общинные институты (церкви, школы и т. д.), а также собирать налоги.
Османский султан контролировал милляты через их лидеров. Лидеры миллятов отчитывались перед султаном, а если возникала проблема с миллятом, то султан консультировался с ними. Теоретически мусульманское население Османской империи также составляло миллят, во главе которого стоял османский султан.
Османская империя просуществовала с 1300 по 1922 год. На протяжении большей части этой истории система миллята обеспечивала религиозную гармонию и преданность к империи немусульманских подданных.
По мере расширения империи было организовано больше миллятов. Например, для армян, католиков и православных христиан существовали отдельные милляты, при этом каждая религиозная община внутри делилась на более мелкие.
Система миллятов не просуществовала до конца Османской империи. По мере ослабления империи в 1700-х и 1800-х годах европейское вмешательство в империю расширялось. Когда в 1800-х годах был принят либеральный Танзимат, система миллята была отменена в пользу светского управления европейского типа.
Османы были вынуждены гарантировать нечеткие «права» религиозным меньшинствам, что на самом деле ограничивало их свободы. Вместо того, чтобы самоуправляться по своим собственным правилам, все религиозные группы были вынуждены следовать одному и тому же своду светских законов.
Это фактически привело к усилению религиозной напряженности в империи, что стало одной из причин преследования армян во время Первой мировой войны в последние дни Османской империи.
Система миллята была уникальным и созидательным решением для управления многоэтничной и многоконфессиональной империей. Права и свободы, которые она предоставляла религиозным меньшинствам, намного опередили свое время.
В то время как Европа боролась с религиозными преследованиями до 1900-х годов, османы создали гармоничную и стабильную религиозную плюралистическую систему, которая гарантировала свободу вероисповедания в течение сотен лет.
Основные источники:
1. М. Macit Kenanoğlu. Osmanlı millet sistemi: mit ve gerçek. İstanbul, 2007.
2. Исследования Фираса аль-Хатиба.
Автор: Дамир Гайнутдинов