Как укрепить в себе религиозную осознанность?
Изучение Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха помогает верующему укрепить свою религиозную осознанность. Если верующий осознает, что Аллах видит его всегда и везде, то он постесняется делать то, что вызывает недовольство Аллаха.
Если верующий осознает, что Аллах все и всегда слышит, то он вновь постесняется делать то, что вызывает недовольство Аллаха. Если верующий осознает, что Аллах знает что скрывают сердца людей, то он постарается очистить свои деяния и намерения ради Него.
По мере того как возрастает религиозная осознанность, верующий становится свидетелем милости Аллаха, щедрости Аллаха, Его Доброты, Его справедливости, Его Мудрости и всех Его Прекрасных Атрибутов во всех аспектах своей жизни. Развитие этой осознанности Аллаха является ключом к достижению уровня ихсана.
Умар бин Хаттаб и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) рассказывали, как однажды Джибриль спросил Посланника Аллаха (мир ему) об ихсане. Посланник Аллаха ответил: “Это поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь. Но так как ты Его не видишь, то поистине Он видит тебя ”.
Слова “поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь” указывают на то, что верующий должен поклоняться с осознанием, что Он близок и что верующий стоит перед Ним. Это приводит к чувствам благоговенйого трепета и страха перед Всевышним.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) упоминал: “Бойтесь Аллаха как будто вы Его видите”. Кроме того, осознанность ведет к искренности в поклонении и верующий тратит еще больше сил на совершенствование своего поклонения.
Что касается утверждения «если вы не видите Его, он, несомненно, видит вас», многие ученые интерпретировали это как относящееся к уровню ниже предыдущего уровня, упомянутого в первом высказывании Посланника Аллаха (мир ему).
Верующему может быть трудно развить первый уровень религиозной осознанности. В этом случае он должен прибегнуть к убежденности в том, что Аллах видит его, что от Него ничего не скрыто. Когда он достигнет этого осознания, ему станет легче сделать следующий шаг к постоянному осознанию близости Аллаха к нему.
Посланник Аллаха (мир ему) побуждал нас развивать в себе осознанность. Он говорил:
“Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, он вступает в тайную беседу с Господом своим (или это значит, что Господь его (образно) находится между ним и кыблой), так пусть же никто из вас не плюёт в сторону кыблы”. (Бухари, Муслим)
В другом хадисе сказано:
“Когда кто-нибудь из вас совершает молитву, пусть не плюет перед собой, ибо, поистине, Аллах находится перед ним (образно), когда он молится”. (Бухари, Муслим)
Однако осознанность не должна ограничиваться только намазом. Верующий должен помнить об Аллахе постоянно. Один мусульманин пришел к Пророку (мир ему) и сказал: “О Посланник Аллаха, предписаний веры для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Он (мир ему) ответил: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего»”. (Тирмизи, Ибн Маджа)
Наивысший уровень зикра – зикр языком и сердцем. Посланник Аллаха (мир ему) являл мусульманам именно такой уровень зикра. Сердце Посланника Аллаха (мир ему) постоянно было занято зикром Всевышнему Аллаху. Самого Пророка (мир ему) часто слышали поминающим Аллаха. Он говорил: “Иногда мое сердце покрывает пелена (т.е. отвлекается). Поэтому я в день сто раз прощу прощения у Аллаха”. (Муслим)
Этот хадис демонстрирует, что Посланник Аллаха (мир ему) в первую очередь был человеком и его сердце, подобно нашим, отвлекалось от осознанности. Однако его связь с Аллахом была настолько сильной, что он сразу же каялся за свою беспечность.
Его связь с Аллахом достигла такого уровня, что питала не только его сердце и душу, но и тело. Посланник Аллаха (мир ему) иногда практиковал пост аль-висал. Это такой вид поста, доступный только для Пророков Аллаха, при котором Посланник Аллаха (мир ему) постился в течение нескольких дней непрерывно. Когда сподвижники решили повторить это, Пророк Мухаммад (мир ему) не позволил им это, сказав: “Не поститесь непрерывно”. Тогда люди сказали: «О, Посланник Аллаха, но ведь ты сам постишься непрерывно!» В ответ он сказал: «Но кто же из вас похож на меня?! Воистину, мой Господь кормит и поит меня по ночам!»” (Бухари)
То есть, духовное пропитание, полученное от его связи с Аллахом, натуральным образом насыщало его тело. Давало ему силы поклоняться днями и ночами, не испытывая слабости, подобно другим людям.
Его знание об Аллахе было настолько полным, что оно наполняло Пророка (мир ему) любовью и благодарностью к Нему. Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что Пророк (мир ему) выстаивал намаз по ночам так долго, что его кожа на ступнях трескалась. Однажды она сказала ему: «Зачем ты делаешь это, Посланник Аллаха? Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи?» Он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом?» (Бухари, Муслим).
Большинство верующих сразу бы расслабилось и оставило поклонение, если бы их прошлые и будущие грехи были бы прощены. Но Посланник Аллаха (мир ему) был не таким.
Точно также и десять сподвижников, которые при жизни были обрадованы вестью о Рае. Несмотря на это обещание и получение гарантий, они не только не оставили поклонение, но и продолжили поклоняться с большим усердием. Подобная осознанность дается верующему в том числе через постижение прекрасных Имен и Атрибутов Аллаха.
Islam-today