Как татарский политический деятель Юсуф Акчура стал советником Ататюрка?
Тюркизм или Пантюркизм, как разъясняет википедия, - это светская националистическая доктрина, распространенная в государствах, населённых тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Исмаил Гаспринский же давал такое определение тюркизму: «Единство в языке, мыслях и делах».
В 1908 году, когда произошла младотурецкая революция, никто ещё толком ничего не знал о тюркизме. Ни одна газета, ни один журнал, ни одно политическое или общественное движение не пропагандировало эту идею. В тот период главными фигурами на политической арене были османисты, сторонники западничества и исламисты. Однако буквально через 6 лет, когда Османская империя вступила в войну на стороне Германии, тюркизм уже пустил крепкие корни в столице империи.
Перед своим возвращением из России в Османскую империю, Юсуф Акчура, известный татарский общественно-политический деятель и один из основоположников политического тюркизма, написал свою знаменитую работу «Три вида политики», которая получила большой резонанс и известность, как в Османской империи, так и за её пределами.
Юсуф Акчура и младотурки
Возлагая большие надежды на младотурецкую революцию, он возвращается в Османскую империю, где он провёл большую часть своей жизни. Однако политическая обстановка в империи быстро разочаровала его. Младотурки были сторонниками Англии и сильно попадали под её влияние, а Юсуф Акчура был за сближение с Германией.
Младотурки усердно звали Юсуфа в ряды своей политической партии «Единение и прогресс», но татарский политик не отвечал согласием на их приглашения. Более того, он был одним из создателей оппозиционной национальной партии, однако он не принимал активного участия в её политической деятельности.
Его оппозиционность и несогласие с политическим курсом партии младотурков однако же не мешали ему участвовать в некоторых их мероприятиях. Ахмет Агаоглу так описывал отношения Юсуфа Акчуры к правящей партии: «Акчура не вступил в партию «Единение и прогресс», но их общие идеи толкали его к сотрудничеству с ними в некоторых вопросах. И это сотрудничество было настолько явным, что люди даже считали его членом партии младотурков» («Джумхуриет», 13 марта, 1935).
Политическая и общественная деятельность
В период между 1908-1914 годами Юсуф Акчура больше занимал себя культурной деятельностью, нежели политической. Как только он вернулся в Стамбул, он устроился преподавателем в военно-учебное заведение Османской армии, после он преподавал в различных университетах.
Чтобы претворить в жизнь идеи политического тюркизма, Акчура стал создавать различные общества. Он был одним из организаторов общества «Тюрк дернеги», которое было первой политической организацией, пропагандирующей идеи пантюркизма. В августе 1911 года образовалось общество «Тюрк Йурду», среди учредителей которых были трое выходцев из России – Ахмет Агаоглу, Али Хусайнзаде и Юсуф Акчура. Это общество активно занималось проблемами российских тюрок-мусульман. Среди прочего, оно помогало российским студентам и выпускало журнал «Тюрк Йурду», первый номер которого вышел в конце 1911 года.
Последний период жизни Юсуфа Акчуры относится к годам республиканского правления в Турции. Когда Турция была провозглашена республикой, Акчура был избран депутатом Национального собрания, а в дальнейшем он работал советником Кемаля Ататюрка по вопросам политики и культуры.
Юсуф Акчура умер 11 марта 1935 в Стамбуле и был похоронен на кладбище Эдирнекапы.
Islam-today