Как определить истинного религиозного ученого? 6 главных признаков
Верующие люди стремятся к приобретению знаний относительно различных вопросов своей религии – это общеизвестно. Тем более, что исламская религия всячески поощряет мусульман к поиску знаний. Однако в этом благородном деле верующие всегда сталкивались с разнообразными трудностями.
В прошлом для поиска знаний препятствием являлось недостаточное количество информации, отсутствие учителей или религиозной литературы, так что желающим учиться приходилось отправляться за сотни и тысячи километров от родного дома.
А в наше время, наоборот, проблемой часто становится чрезмерное обилие информации, большое количество людей, называющих себя проповедниками и религиозными учеными, обилие литературы и учебных заведений, так что простой человек часто теряется – кому же можно доверять и к чьим словам прислушиваться? В частности, иногда трудно разобраться, кто же является истинным ученым, а кто только называет себя таковым.
Важность правильного учителя очень важна в любой науке – поскольку от этого зависит правильность и надежность получаемой человеком информации. Представьте себе, что человек, к которому вы обращаетесь за медицинской помощью, учился не у хороших врачей и профессоров-медиков, а у каких-то самозванцев и халтурщиков. Страшно даже представить, к каким последствиям для здоровья может привести лечение у такого врача. Иными словами, в любой профессии важность хорошего учителя просто огромна.
Величайший кризис мусульманского мира, о котором задумывается не каждый >>
Так же – если не больше, важна роль хорошего учителя в религии. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Всевышний) наставлял учеников: «Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!». Подобные высказывания передаются от имам Малика и других великих ученых.
Плохой религиозный наставник может не только ввести вас в заблуждение, так что у вас будут неправильные представления о вероучении или практике религии. К сожалению, нельзя забывать о такой неприятной вещи как религиозный экстремизм – когда недобросовестные учителя и проповедники попросту используют невежество молодых мусульман, втягивая их на путь насилия и преступлений.
Итак, как разобраться – действительно ли человек, книгу или лекцию которого вам предлагают почитать или послушать, истинный религиозный ученый?
1. Узнайте, кто этот человек вообще?
Если он – житель нашей страны, то связан ли он с какими-то официальными структурами – духовными управлениями, исламскими вузами? Если это некий иностранный ученый, то спросите – у каких учителей он брал знания, какие учебные заведения заканчивал?
Ведь в религии огромную роль имеет традиция и преемственность – когда знания получаются по цепочке от надежных учителей, имеющих преемственность от самих сподвижников Пророка (мир ему).
2. Наведите справки об этом человеке у людей, компетентных в религии.
Чтобы человек мог называться ученым, его должны признавать таковым другие признанные учителя и наставники. К примеру, когда вы ищете хорошего врача, и вдруг вам попадается на глаза реклама какой-то клиники или фамилия некоего доктора, вы прежде расспросите тех врачей, кому вы доверяете, можно ли верить этой рекламе, действительно ли этот врач – хороший специалист.
То же самое применимо и в вопросе получения религиозных знаний – когда вам советуют послушать лекции такого-то проповедника или настойчиво предлагают какую-то книгу, спросите об этом человеке (или покажите эту книгу) имаму мечети, куда вы ходите и кому вы доверяете; либо узнайте о нем у учителя в медресе, которое вы посещаете.
3. Если вам говорят, что такой-то имам или проповедник очень красиво и правильно говорит, и вам непременно хочется его послушать, то обратите внимание на содержание его лекции: чему он учит, к чему призывает.
Учит ли он разумному, доброму и вечному - призывает ли к улучшению нрава, к хорошим поступкам, к любви к Богу и доброму отношению к людям? Хочется ли вам после окончания этого урока или лекции помочь жене (сказать доброе слово мужу), приласкать ребенка, позвонить родителям, поприветствовать соседей?
Либо наоборот, выступление будет полно негатива, после него у вас останется неприятное ощущение, что вас окружают дурные, нехорошие люди, что никому нельзя доверять, что вы живете в плохой стране, в испорченном мире, где не осталось истинно верующих?
Разумеется, излишне добавлять, что сразу же следует прекращать всякое посещение уроков или чтение книг, где будут содержаться призывы к насилию, к экстремизму, оправдание убийств или жестокостей (какими-то логичными вам не казались аргументы, которые будут выдвигаться при этом – зло может быть очень хитрым и изощренным в оправдании своих действий).
4. Также не следует прислушиваться к словам человека, который не уважает других ученых, имамов, муфтиев, из слов которого можно решить, что истинно знающий и верующий человек – это только он сам (и может быть, узкий круг его единомышленников).
Такое поведение часто является отличительной чертой самоучек и самозванцев, которые нуждаются в самоутверждении за чужой счет. Ведь если обругать и унизить окружающих, на их фоне ты сам будешь очень выгодно смотреться (даже если тебе реально хвастаться нечем).
5. Если вам предлагают посетить уроки в реальном формате, а не в интернете, то следует обратить внимание на поведение и поступки человека, которого вы возьмете себе в учителя.
Ведет ли он в обычной жизни себя так, как подобает человеку верующему и обладающему знаниями – вежлив ли он, какие у него манеры, готов ли он прийти на помощь, проявляет ли он милосердие и сострадание к людям? Иными словами, воплощает ли он свои знания в жизни, не присущи ли ему, к примеру, хитрость, ложь, необязательность, неуважение к другим людям? Дурное поведение вообще не должно быть присуще человеку религиозному и особенно оно порицаемо у того, кто хочет быть учителем и наставником. Какой же пример с него могут взять другие люди?
6. И последнее – не забывайте просить Всевышнего о наставлении:
«О, Господь, покажи мне истину истиной – и помоги следовать ей, и покажи мне ложь ложью – помоги отстраниться от нее».
Анна Кобулова