Что волнует преподавателей мусульманских учебных заведений?
Каким должен быть современный преподаватель в исламском учебном заведении? Какую деятельность ограничивает закон Яровой? Как нужно вести эффективную информационную работу? Какие есть требования к официальному сайту религиозного образовательного учреждения? Это лишь часть вопросов, которые успели обсудить участники Форума преподавателей мусульманских образовательных организаций, который проходил в Казани 12-13 октября.
«Нужно укреплять исламское просвещение»
Выступая на пленарном заседании, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин обратился к татарским мусульманским преподавателям с просьбой усилить дагват и просветительскую деятельность.
«Важно не упустить возможностей предстоящего 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией и как можно шире распространять ценности нашей религии, укреплять исламское просвещение, которое является одной из основ межнационального и межконфессионального согласия в обществе», – отметил муфтий.
Также Камиль хазрат обозначил для учителей задачи на ближайший год: призывать татарских соотечественников к вере и пробуждать в них национально-религиозное самосознание.
Особое внимание в своём выступлении Камиль хазрат уделил презентации современных цифровых проектов ДУМ РТ, среди которых – сайт электронной библиотеки с коллекцией старинных богословских книг «Даруль-кутуб», 10 мобильных приложений, первое татарское онлайн-медресе, call-центр «Даруль ифта» и многие другие.
Слова благодарности были сказаны и в адрес Издательского дома «Хузур», который не только выпускает книги, позволяющие познакомиться с историей ислама на территории Поволжья и в жизни татарского народа, научиться читать намаз, держать уразу и узнать о жизни нашего Пророка ﷺ, но также публикует на сайте «Ислам Сегодня» актуальные новости из жизни мусульман Татарстана и России.
Цифровизация в исламском образовательном процессе
Начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Альберт Дирзизов в своём обращении к участникам форума отметил, что учителя мусульманских образовательных организаций являются не просто педагогами, а авторитетами и образцами духовного служения народу.
«В следующем году мы торжественно отметим 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Призываю всех активно включиться в работу по проведению в мечетях и медресе тематических лекций и мероприятий. Шакирды должны знать объективные факты истории нашего народа, у нас богатое прошлое и нам есть чем гордиться», – подчеркнул Дирзизов.
Выступая перед педагогами, Альберт Дирзизов напомнил, что 2022 год объявлен президентом Татарстана Рустамом Миннихановым годом цифровизации. Из этого процесса не исключена и система мусульманского религиозного образования. Так, к примеру, сфера применения информационных технологий и дистанционного обучения распространилась вплоть до примечетских курсов. Доступными для широкого круга мусульман стали дистанционные лекции с ведущими богословами страны и мира.
«Особо хочется отметить работу Духовного управления мусульман и вузов в этом направлении. В настоящее время успешно реализуется дистанционное обучение в Российском исламском институте, апробируются новые технологии в Болгарской исламской академии, заслуженную популярность приобретает татарское онлайн-медресе, созданное ИД «Хузур», – подытожил Дирзизов, добавляя, что онлайн-занятия никогда не заменят живое общение с наставником, а служат дополнительным источником знаний.
В свою очередь заместитель министра образования и науки РТ Рамис Музипов передал слова приветствия от имени министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина. В обращении было отмечено, что для сотрудников религиозных учебных заведений будет организовано дистанционное обучение по лицензионным требованиям, организации учебного процесса, изучению законодательства в сфере образования, ведению бухгалтерского учета.
«Пакет Яровой» и мусульманское просвещение
Джалиль Мустафин, директор Исламского юридического центра, генеральный директор ООО «Цифровая экосистема халяль» в своём докладе более подробно остановился на теоретической и практической значимости «пакета Яровой» для мусульманских образовательных и общественных организаций.
«С 1 июля 2018 года в силу вступил так называемый «Закон Яровой». «Закон Яровой» имеет второе название «Пакет Яровой», который состоит из двух законопроектов. Первый законопроект вносит в уголовный кодекс Российской Федерации три новых состава преступления, такие как: не информирование о террористическом акте, задействование в экстремизме и совершение международных террористических актов. Данный закон затронул и религиозные организации: есть установленный список мест, где является допустимым деятельность проповедников. Подобные мероприятия не допускаются в жилых помещениях, а также все проповедники обязаны иметь при себе документы с разрешением на подобную деятельность. Указанные ограничения не распространяются на богослужебную практику, обрядовую и церемониальную сторону, которую можно проводить и в жилых помещениях. Согласно этому закону специальными заведениями считаются мечети, религиозные школы, духовные организации и кладбища», – пояснил эксперт.
Таким образом, мы видим, что накладывается ряд ограничений, которые касаются в том числе и иностранных религиозных представительств. Помимо этого, религиозная литература, выпускаемая и распространяемая соответствующими организациями, должна иметь на своих страницах полное наименование религиозной организации.
«Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных специалистов по трудовому договору с соответствующей организацией в просветительских или иных целях. Что касается религиозного образования, то этой деятельностью могут заниматься только религиозные учреждения. Никакая коммерческая организация не может обучать или заниматься преподаванием по религиозной части», – подытожил Мустафин.
Если суммировать положения Закона Яровой о миссионерстве, то они заключаются в следующем: каждый верующий, говорящий о Боге вне культового здания от имени религиозного объединения, должен иметь при себе документ от организации; религиозные группы, которые уведомили о своём существовании, также должны выдавать документы своим миссионерам; в жилых помещениях можно проводить обряд, но нельзя проповедовать или приглашать туда неверующих; жилое здание нельзя сделать культовым; проповедующий свою веру в сети интернет, в средствах массовой информации, «либо другими законными способами» также должен иметь документ от организации; иностранный миссионер должен заключить трудовой договор с религиозной организацией, то есть приехать по гуманитарной или религиозной визе и получить квоту, а проповедовать только на территории, на которой по уставу действует пригласившая организация.
Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России
Также в рамках форума состоялась презентация учебного пособия «Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России». Книгу представила Гульназ Галявиева, заместитель заведующего кафедрой исламской теологии РИИ.
Какие профессиональные компетенции заложены в формировании данной дисциплины? В первую очередь, это осознание себя гражданином страны и ответственности за свою гражданскую позицию.
«Вторая компетенция – готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям различных народов России, толерантно воспринимать социальные и культурные различия между ними. Третья – умение выстраивать толерантное отношение и сотрудничество в рамках реализации значимых социальных проектов с представителями иных культур и традиций. Ещё одна компетенция включает в себя понимание взаимосвязи и взаимозависимости исламских религиозных традиций и конкретного исторического, культурного, социального и политического контекста и существования», – пояснила спикер.
Также отдельным блоком на форуме стала площадка по обмену опытом, в рамках которой руководители и педагоги образовательных мусульманских организаций делились своими успехами и проблемами.
Так, была презентована программа Университета исламской культуры «Нур-Мубарак», слушатели узнали об обновлённом здании медресе «Мухаммадия» и процессе обучения там. Также участники форума ознакомились с учебной деятельностью Российского исламского института, Болгарской исламской академии и медресе имени 1000-летия принятия ислама.
Автор: Ильмира Гафиятуллина