• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Возможности для стратегических отношений России и Саудовской Аравии

Время чтения: 4 мин
4533

Активная внешняя политика России на Ближнем Востоке носит многовекторный характер, что диктует необходимость выстраивания с влиятельными региональными акторами отношений, близких к стратегическим. Создание партнерства с Саудовской Аравией – комплексная задача России. Саудовская Аравия – лидер Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), серьезный игрок, наряду с Россией, на мировом рынке нефти. Преобразования как в регионе, так и в мире, а также провозглашение Саудовской Аравией в апреле 2016 г. курса социально-экономической трансформации «Видение Королевства Саудовская Аравия 2030 года» открывают перед двумя государствами новые возможности.

Политический диалог: современная ситуация

После восстановления в 1991 г. советско/российско-саудовских дипломатических отношений двустороннее взаимодействие не отличалось стабильностью. Этапы тесных контактов сменялись периодами спада и взаимными обвинениями, в частности в связи с трансформационными процессами в арабском мире в 2011–2012 гг. Если по процессам в Египте и Тунисе наблюдается совпадение позиций, то ситуацию в Сирии Москва и Эр-Рияд оценивают по-разному, поскольку их разделяют подходы к политике Ирана.

Кроме того, Эр-Рияд поддержал Катар и ОАЭ, которые содействовали падению режима М. Каддафи.

Состоявшаяся в июне 2015 г. в Санкт-Петербурге встреча президента Владимира Путина с заместителем наследника престола и министром обороны принцем Мухаммедом бен Салманом (как и с королем Салманом в ноябре того же года в Анталье) могла бы послужить предпосылкой к преодолению кризиса. Однако военная операция России в Сирии сорвала наметившуюся тенденцию. Обвиняя Россию в исламофобии, часть саудовских богословов призвала к джихаду.

Встреча В. Путина и Мухаммеда бен Салмана в октябре 2015 г. в Сочи не привела к сближению позиций. Тем не менее расхождения в сфере политических контактов носят ограниченный характер и не влияют на нейтралитет саудитов по проблемам Крыма и антироссийских санкций, к которым Саудовская Аравия не присоединилась.

Позиции обеих стран совпадают по вопросу разрешения ближневосточного конфликта на основе принципа «двух государств». Основой внутрисирийского урегулирования они считают коммюнике июньской конференции 2012 г. «Женева-1». Россия поддерживала связи с ведущими группами «умеренной» оппозиции еще до начала операции ВКС РФ в Сирии. Укреплению российско-саудовского сближения способствовало решение Москвы воздержаться при голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции 2216 по Йемену.

Несмотря на существующие разногласия, Москва и Эр-Рияд едины в отношении стабилизации ситуации в Ливане и в Ираке.

Совместная борьба с терроризмом и экстремизмом – одно из важнейших направлений двустороннего сотрудничества.

В феврале 2005 г. Москва поддержала саудовскую инициативу о создании под эгидой ООН международного центра по борьбе с терроризмом. В 2011 г. инициатива обрела черты Контртеррористического центра ООН, осуществляющего Глобальную контртеррористическую стратегию при участии России. Обе страны видят в группировках «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-Нусра», как и в «Аль-Каиде», источник терроризма, региональной нестабильности и угрозу международной безопасности.

По итогам IV заседания стратегического диалога Россия – ССАГПЗ, состоявшегося в мае 2016 г. в Москве, было принято совместное заявление, отразившее намерение сторон продолжать коллективную борьбу с терроризмом, реализуя Глобальную контртеррористическую стратегию ООН. Участники заседания приветствовали предложение В. Путина о формировании широкого антитеррористиче- ского фронта на основе Устава ООН, действующего в тесной координации с региональными державами. Идентичная позиция была выражена в отношении «исламской коалиции», а также поддержки взаимодействия России с международной коалицией по борьбе с ИГ, куда входят и государства ССАГПЗ.

Выступая на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел РФ С. Лавровым, глава саудовской дипломатии А. Аль-Джубейр заявил, что он и его коллеги из ССАГПЗ видят в России страну-соседа, с которой необходимо координировать свои действия.

Расхождения Москвы и Эр-Рияда по иранскому вопросу не мешают им выступать за превращение зоны Персидского залива, как и Ближнего Востока в целом, в регион, свободный от оружия массового поражения, при одновременном признании права всех его государств на мирное использование ядерной энергии.

Не принимая предложение России включить Иран в систему безопасности в зоне Персидского залива (особенно после разрыва в январе 2016 г. саудовско-иранских дипломатических связей), Эр-Рияд считает, что эта инициатива обретет основу, если Тегеран будет проводить курс добрососедства и невмешательства. Пока Саудовская Аравия будет видеть в Иране стратегического противника, идея всеобъемлющей системы безопасности в зоне Персидского залива будет ею отвергаться.

Возможности для стратегических отношений России и Саудовской Аравии. Аналитическая записка.

Григорий Косач
Д.и.н., профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ, эксперт РСМД

Елена Мелкумян
Д.полит.н., специалист Института востоковедения РАН, профессор кафедры востоковедения РГГУ

Социальные комментарии Cackle