• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пропаганда ИГИЛ: игра на психологических потребностях

Время чтения: 4 мин
5877

У ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ решением Верховного суда  прим. ред.) существует мощная пропагандистская структура, нацеленная на иностранную аудиторию, в частности, на «европейских» мусульман. Под «европейскими» понимаются как этнические, так и новообращенные мусульмане, проживающие в Западной Европе, Северной Америке, Австралии, а также на территории СНГ, – об этом заявили эксперты на прошедшем в Казани V научном форуме «Ислам в мультикультурном мире».

Однако в ловушку ИГИЛ нередко угождают и немусульмане, так как сильнейшим механизмом вербовки является не сколько религиозные лозунги, а сколько игра на важнейших психологических потребностях и человеческих инстинктах.

Главным медиа-центром, ведущим пропаганду среди иноязычной аудитории, является агентство «Аль-Хайят» (не путать с одноименной общеарабской газетой), который был создан ИГИЛ летом 2014 года. Так, студия выпускает короткие видеоролики, которые стали популярным способом привлечения новобранцев. 

Центральным проектом «Аль-Хайят» стал англоязычный интернет-журнал «Дабик», который позднее начал переводится и на другие европейские языки. Его русскоязычным аналогом является цифровой журнал «Исток», который начал выпускаться с мая 2015 года. Эти издания создаются по типу западных глянцевых журналов.

Читайте также: Американцу грозит 20 лет тюрьмы за пропаганду ИГИЛ в Twitter

Вся продукция, выпускаемая агентством «Аль-Хайят» для привлечения новых сторонников концентрируется вокруг нескольких сюжетов и тем.

В первую очередь, это демонстрация жестокости. Среди пользователей интернета вне зависимости от религиозной принадлежности существуют отдельные лица с психологической надобностью к потреблению такого контента. Это, в свою очередь, может их побудить к совершению каких-либо насильственных действий не только через вступление к ИГИЛ, но и через ведение какой-либо самостоятельной работы.

Активно используется изображение жертв среди местных мусульман, павших от рук «безбожников». Так зритель приходит к тому, что начинает сочувствовать угнетенным братьям по вере и ощущать необходимость заступиться за них. С другой стороны, на фоне подобных сюжетов жестокость ИГИЛ выглядит оправданной и кажется ответом на «притеснения» мусульманского населения.

Также в пропагандистской продукции широко афишируются образы иностранных боевиков, присоединившихся к ИГИЛ. Обнародуются обращения новобранцев, записанные на их родных языках, для привлечения в организацию больше их соотечественников. Акцентируется внимание на прощении, которое якобы заслужили те, кто раскаивался в своей прошлой жизни.

Еще одним непременным элементом агитационных материалов является показ утопических картин обилия и процветания, счастливой семейной жизни и быта бойцов. Так создается позитивный образ ИГИЛ, при вступлении в ряды которого новобранцев якобы ожидает такая же благополучная жизнь.

Читайте также: Каков халиф – таков и халифат

Что касается основных механизмов вербовки, то кроме богословских аргументов, очень умело используется игра на психологических потребностях и человеческих инстинктах, особенно обостренных у молодежи. Прежде всего, ИГИЛ предлагает боевикам некое определенное будущее как в этой жизни так и в последующей. А также ИГИЛ позиционируется как территория, где люди имеют реальную возможность добиться статуса и признания, которые они по тем или иным причинам не могут получить на своей родине.

Вообще популяризация бренда ИГИЛ создала фанатское сообщество, которое в впоследствии стало действовать самостоятельно и дополнительно распространять и воспроизводить тот контент, который выкладывается группировкой на «медийном рынке».

Какие же методы борьбы с пропагандистской машиной предлагают эксперты? Самым простым методом является блокировка интернет-сайтов и удаление информации со страниц – дешево и сердито. Также можно бороться с фанатским обществом: например, в США власти пошли по пути ужесточения уголовного кодекса. Более результативным способом является поиск и предложение позитивных альтернативных вариантов для потенциальных сторонников ИГИЛ. Эти предложения не обязательно должны располагаться в сфере религии, а могут быть какими-либо социальными проектами для реализации молодежи.

Лейсан Тимергалиева, по материалам V научного форума «Ислам в мультикультурном мире»

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook.

Социальные комментарии Cackle