Иран: особый характер Ислама
Иран до прихода Ислама представлял собой древнюю и развитую цивилизацию. Богатая национальная культура иранцев сформировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской.
В 651 г. воинами арабского халифата была завоевана Сасанидская держава, что знаменовало собой начало распространения религии Ислама и арабского языка в Иране. Примечательно, что в ходе «исламизации» и «арабизации» иранская культура не погибла. Более того, она оказала немалое влияние на самих арабов.
В Сасанидском Иране наряду с приверженцами официальной религии зороастризма, в качестве конфессиональных меньшинств существовали иудеи, христиане (несторианского толка), последователи манихейства, маздакиты и буддисты. Ислам, придя в Иран, постепенно вытеснил старинную религию персов – зороастризм и положил конец дальнейшему распространению христианства и иудаизма. Если зороастризм, иудаизм и христианство сохранились в качестве конфессиональных меньшинств, то последователи манихейства и маздакиты, объявленные мусульманами зиндиками (еретиками), полностью исчезли.
В Иране при халифах Омейядах (661-750 гг.) Ислам распространялся медленно, позиции зороастризма были еще сильны. Тогда считалось, что новообращенный мусульманин разрывал со своей народностью и становился арабом. Так, вVIII веке в Иране зародилось движение «шуубия» - антиарабское, иранофильское культурное течение, отрицавшее исключительные права арабов на руководящую роль в культурной и политической жизни халифата.
В последующую эпоху правления Аббасидской династии (750-1258 гг.) происходит «иранизация» халифата. Иранской землевладельческой знати был предоставлен ряд высоких постов, что привело к установлению сасанидских государственных традицийв Аббасидском халифате. Это примирило иранских феодалов с владычеством халифата, и многие из них, раньше остававшиеся зороастрийцами, теперь охотно начали принимать Ислам в суннитской форме.
В то же время, многие рядовые иранцы начали переходить на сторону шиизма, который обещал дать мусульманам-неарабам (мавали) равные права с арабами. Так, суннизм стал формой классовой идеологии феодалов Ирана, а шиизм превратился в идеологическую оболочку политической оппозиции простонародья.
В 875 году от столицы Аббасидского халифата Багдада отделилась иранская держава Саманидов. В эту эпоху происходит восстановление национального самосознания иранцев ивозрождение персидского языка в новой фазе развития (с большим количеством арабских заимствований) - фарси. Именно при Саманидах Фирдоуси начинает работу над созданием иранского национального эпоса «Шахнаме»,собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте (собрание священных текстов зороастрийцев) и народным сказаниям об иранских царях и героях.
До начала XIV века Иран оставался по крайней мере наполовину суннитской страной. В народных движениях, направленных одновременно против монгольских завоевателей и феодальной эксплуатации, идеологическая окраска продолжала оставаться шиитской.
Большинство иранцев стали шиитами в начале периода правления новой династии Сефевидов (1501-1722). В 1501 г. шах Исмаил I провозгласил шиизм имамитского толка государственнойрелигией Сефевидской державы. Начались кровавые гонения на суннитов, было установлено публичное проклинание первых трех халифов – Абу Бакра, Омара и Османа. Так, Иран превратился в шиитскую страну, а его народ – в последователей членов семьи Пророка Мухаммада (с.а.с.).
Шиитское духовенство начинает активно развивать собственную идеологию и религиозную доктрину.Шииты-имамиты, или двунадесятники, признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и одного из ближайших соратников Пророка Мухаммеда (с.а.с.). Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте и стал Скрытым имамом, который должен вернуться в качестве Махди (мессия).
После провозглашения Ирана конституционной монархией и установления монархического режима шахской династии Пехлеви (1925-1979), значение ислама в политике страныстановится минимальным. Шахиншахами проводилась вестернизация и насильственная деисламизация иранского общества. Одновременно делался упор на национальную идентичность: «мы изначально иранцы, уже потом мусульмане».В университетах начинают изучение Авесты и доисламской культуры Ирана. Считалось, что для иранцев Ислам является религией, преемственной зороастризму.
В 1979 году в стране произошла исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой Иран был преобразован в исламскую республику, а к власти пришло шиитское мусульманское духовенство. Это ознаменовало начало исламизации всех сфер духовной жизни и быта общества. Была полностью предана забвению классическая иранская поэзия средневековья, игнорировались имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя великого поэта Фирдоуси, писавшего о доисламском Иране, запрещено было даже произносить.
Сегодня 98% всех граждан Ирана исповедуют ислам, из них 90% - шииты-двунодесятники (персы, азербайджанцы, мазендаранцы), 8% - сунниты (курды, белуджи, туркмены), зороастрийцы, иудеи и христиане. Три последних официально признаны конфессиональными меньшинствами и защищены конституцией. Интересно, что по сей день в исламской республике иранцы ежегодно празднуют Науруз – «персидский Новый год» - уходящий корнями в зороастрийские верования. Кроме того, наряду с исламским лунным календарем, персы используют традиционный иранский солнечный календарь, но также ведущий летоисчисление с хиджры.
Так сформировался «самобытный» шиитский Ислам в качестве формы национального вероисповедания и стал частью народного самосознания и лицом иранцев в мусульманском мире.
(по материалам лекций «Ислам в Иране» заведующего кабинетом иранистики РГГУ Павла Башарина (г. Москва), прочитанных в рамках курсов повышения квалификации «Ислам в странах и регионах»в Казанском федеральном университете).
Лейсан Тимергалиева