За кадром: как проходили съемки фильма «Ибн Фадлан» (Фото)
300 актеров, 200 костюмов от модельеров, широкая география съемок от Атни до Узбекистана, жесткий дедлайн – в таких условиях создавался уникальный документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», премьера которого состоялась накануне в Казани в рамках мусульманского кинофестиваля.
Идея фильма принадлежит издательскому дому «Хузур», при поддержке Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования, а также Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».
Фильм представляет собой смешанный формат, состоящий как из художественной, так и документальной части. Съемки фильма начались летом 2021 года, а завершились в мае 2022 ко Дню официального принятия ислама Волжской Булгарией. Поначалу создатели фильма хотели снять полнометражный художественный фильм, но сжатые сроки съемок внесли свои коррективы и от этой идеи пришлось отказаться.
В фильме два главных героя – Ибн Фадлан и булгарский правитель Алмуш-хан. Тем самым режиссеры показали, что Ибн Фадлан и Алмуш – это люди миссии.
В проект были вовлечены актеры практически всех крупных театров Татарстана: Камаловского, Тинчуринского, Атнинского театров, русского и татарского ТЮЗа, театра «Сдвиг».
В составе съемочной группы фильма – не только проффесиональные актеры, но и дебютанты-любители. Например, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин сыграл военачальника и родственника эльтебера Алмуша.
Для реконструкции реалий съемочная группа побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, в Астраханской области, в Атнинском районе Республики Татарстан, в городах Бухара и Хива Республики Узбекистан.
Зимние сцены были сняты в Атнинском районе Татарстана, а сцены зимовки в юрте в павильоне Казань ЭКСПО.
Для документальной составляющей фильма проведены аэросъемки в Казани, Булгарах, городищах Джукетау, Сувар и др. Проведены съемки в Эрмитаже, Государственном историческом музее РФ, Национальном музее РТ, фонде Марджани (г.Москва), Болгарском историко-архитектурном музее-заповеднике, Билярском государственном историко-археологическом и природном музее-заповеднике, Альметьевской картинной галерее.
Отметим, что для батальных сцен были приглашены профессиональные каскадеры.
Костюмы для картины разрабатывали модельеры международного класса. По их словам, было непросто найти подходящую ткань и воссоздать одежду тех времен, а каждая деталь костюма обговаривалась с историками.
Зульфат Закиров, снявшийся в роли главного героя фильма, отметил, что картина снималась «в стратегических интересных ситуациях», учитывая, что за короткий срок нужно было снять зиму и весну, а климатические условия в Узбекистане не совсем располагали для этого.
Несмотря на все обстоятельства и сложности съемочного процесса, фильм был создан за короткий срок, причем на выском уровне, отметил председатель Союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. Создатели фильма признают, что это был не простой, но очень интересный опыт создания подобного проекта, где история и художественное видение ситуации переплелись воедино.
Создатели фильма обещают, что в будущем «Ибн Фадлан» будет переведен на другие языки: татарский, арабский, английский, турецкий.
Фотографии: Ольга Дерюга
Автор: Islam Today