Вдохновленные ибн Фадланом и принятием ислама (Фоторепортаж)
Принятие ислама 1100 лет назад нашими предками, волжскими булгарами, неразрывно связано с личностью Ибн Фадлана.
Секретарь багдадского халифа в составе делегации отправляется в Волжскую Булгарию по просьбе хана Алмуша и на протяжении всего путешествия ведет свои «путевые заметки» и фиксирует на бумаге места, в которых они были, встречи с местными жителями, их быт, традиции и обычаи, образ жизни и увиденные события.
Тогда выполняя свою обычную канцелярскую работу, ибн Фадлан, наверное, даже не подозревал, что его имя войдет в историю, а его записи передадут современному человеку ценные сведения о тюркских народах.
Произведения изобразительного искусства не раз были вдохновлены историей этого путешествия. На тему путешествия Ибн Фадлана в Булгарию и принятия ислама создано немало произведений об обычаях и традициях наших предков.
Одним из художников, который воспроизвел свою художественную трактовку того, как это было, является Баки Урманче. Мало кто знает, что художник погрузился в эту тему с научной стороны.
Татарским читателям первым об Ибн Фадлане рассказал ученый-просветитель, религиозный деятель Ризаэтдин Фахретдин.
В начале ХХ века «Записки» были переведены им на татарский язык. Рукопись не издавали, до 1967 года она хранилась в архиве Духовного управления мусульман СССР в Уфе.
Когда Урманче начал работать над темой «Приезд Ибн Фадлана в Булгары», он обнаружил рукопись Фахретдина. Оценив значимость этой работы, Урманче подготовил ее к печати.
Сам Урманче писал: «Кто-то может сказать почему Урманче вдруг занялся историей? Причина в том, что с того момента, когда моя дорогая мама показала мне через мать-Волгу на другой ее берег и сказала: «Вон там город Булгар», – этот таинственный город и его история пленили меня. Мне тогда было лет 10-12. Правда, и раньше, когда мы жили еще в Куль-Черкене (ныне Черки-Гришино Буинского района РТ), я помню, как наш сосед – дед Мурзай, выполняя свои зароки, посвящения, каждый год пешком шел в город Булгар, приносил в жертву курицу и совершал там моления.
Как только я научился держать карандаш и пользоваться акварелью, я начал рисовать на тему Булгар. Несколько рисунков даже сохранилось. В этом году, то есть в 1969-м, я выставил эскизы к картинам «Порт Булгар» и «Приезд Ибн Фадлана в Булгары» на своей выставке.
Надеюсь, здесь без надобности доказывать, что нужно хорошо знать жизнь того времени и материальную культуру, чтобы писать исторические картины.
Я начал изучать историю Булгарии, насколько это в моих силах. Нашлась рукопись Ризаэтдина Фахретдина. Я ее переписал и начал готовить к публикации, так как, я думаю, большой грех скрывать такой труд».
В рамках всероссийского фестиваля исламского искусства «Шамаиль-арт – 2022» был представлен художественный проект Рината Миннебаева «Путешествие Ибн Фадлана на реку Итиль».
Здесь можно увидеть «Записки» Ибн Фадлана на татарском языке в переводе Фахретдина с подробными комментариями, переводом арабских слов на татарский, примечаниями и комментариями Б. Урманче.
Также в галерее представлены работы Рината Миннебаева. Вдохновением для автора послужили документально-исторические записи секретаря багдадского посольства. В своих работах художник фантазирует на эту тему.
Картины представлены в условно-знаковой форме. Так Ринат Миннебаев связывает взгляды Ибн Фадлана и художника-современника.
II Всероссийский фестиваль исламского искусства «Шамаиль-арт – 2022» проходит в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ с 29 июля по 25 сентября.
Все фотографии Ислам-тудей
Автор: Islam Today