• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мусульманская культура изменила облик Европы?

Время чтения: 4 мин
1370

Взгляните на архитектуру Запада. Ничего не напоминает? А если погрузиться в историю и посмотреть на оживлённые торговые города Ближнего Востока? Заметили схожие черты?

Величайший архитектор Англии сэр Кристофер Рен писал, что то, что мы называем готическим стилем, правильнее было бы назвать сарацинским. По всему американскому континенту расположены впечатляющие сооружения в стиле готического возрождения, многие из которых построены по образцу средневековых соборов Англии и Франции.

Речь идёт о таких зданиях, как собор Святого Иоанна Богослова и Святого Патрика в Нью-Йорке, Национальный собор Вашингтона и собор Святого Иоанна Крестителя в Саванне, штат Джорджия. Кроме того, Америка может похвастаться самой большой в мире коллекцией неоготической архитектуры.

Исламские корни готической архитектуры

Мало кто знает, что ключевые элементы готической архитектуры – остроконечная арка, арка трилистника, ребристые своды и многие другие особенности – родились не в Европе, а гораздо дальше на Востоке, эволюционируя из исламской культуры и становясь частью чего-то нового.

Даже самые популярные европейские архитекторы признают, что остроконечная арка берёт своё начало в исламской архитектуре. Впервые она появилась в VII веке в Куполе Скалы в Иерусалиме, построенном Абд аль-Маликом при династии Омейядов, а затем получила дальнейшее развитие при Аббасидах в Багдаде.

Именно остроконечная арка очень быстро стала определяющей чертой исламских религиозных зданий. Арка из трилистника, с таким энтузиазмом принятая готической архитектурой, впервые появилась в качестве резного декоративного элемента в святилищах Омейядов.

Византийская церковная архитектура, унаследованная халифатом Омейядов, имела круглые римские арки и одиночные купола, как Константинопольский собор Святой Софии. В поле зрения не было ни заостренной арки, ни арки в форме трилистника, не говоря уже о ребристых сводах.

Из Сирии, Дамаска, Омейяды привезли этот элемент в Испанию в VIII веке, использовав его в своей главной мечети, что в Кордове.

Инженеры и архитекторы, проанализировавшие в 2017 году своды мечети, пришли к интересному выводу: знаки каменщиков, изображенные на задней стене, показывают, что имена в подавляющем большинстве являются мусульманскими.

Этот факт ещё раз напоминает нам о том, что понимание геометрии мусульманами и их искусство каменной кладки были на высочайшем уровне.

Не случайно испанские христианские короли, такие как Альфонсо XI и Педро Жестокий, настаивали на том, чтобы для их строительных проектов использовались мудехарские (мусульманские) мастера.

Из Испании эти навыки и стили плавно перешли в южную Францию, где они постепенно были включены в бенедиктинские аббатства и святилища Клюниака на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела.

Те же самые стили также проникли в Европу из оживлённых исламских городов, таких как Каир, Дамаск и Алеппо, пройдя сначала через итальянские торговые порты, такие как Амальфи, а затем через норманнскую, арабскую архитектуру Сицилии.

Кто же на самом деле «сарацин»?

Возвращающиеся с победой из чужих земель крестоносцы, по иронии судьбы, основали новые королевства в XII веке. Причём в строительстве новых государств они неприкрыто подражали стилям своих побеждённых врагов, которых они называли сарацинами, что означает «люди, которые воруют».

Хотя по факту, о чём говорят и именитые архитекторы, именно крестоносцы и своровали стиль мусульманской архитектуры, имеющий свои неповторимые ансамбли.

Нормандские французы привезли стили обратно в Нормандию, где они синтезировали его с другими и стали именовать просто «французской работой».

Только столетия спустя итальянский историк искусства, тот же самый человек, который ввёл термин «Ренессанс», ошибочно окрестил его «готическим». В Испании его называли «готикой католических королей». Снова ничего общего с реальной историей его появления.

Из Испании в Северную Америку

Находясь в Северной Америке легко забыть, что, когда испанцы прибыли в Мексику в 1492 году, они пришли из мира, в котором христиане и мусульмане правили вместе почти 800 лет.

Испанские колонизаторы строили не в стиле коренных американцев, чьи земли они захватили, а импортировали стили своей родины, точно так же, как Омейяды воссоздали сирийские стили своей родины в Испании, смоделировав кордовскую мескиту в Дамасской мечети. Влияние «мавров», как называли мусульман, можно обнаружить практически в каждом стиле Испании, начиная с VIII века.

Помимо всех «сарацинских», «мавританских» элементов, которые нашли своё продолжение в готических ансамблях, есть ещё один интересный и удивительный факт, заслуживающий отдельного внимания.

Здание Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия, обязано своим двойным куполом исламской архитектуре. Это техника была впервые использована в гробницах сельджуков, а затем в османских мечетях великим придворным архитектором Синаном.

Что она собой представляла? Внешний профиль строился выше, чтобы создать смелый силуэт на горизонте, а внутренний купол был гораздо ниже, между двумя уровнями таким образом получалось полое пространство.

Хитроумное устройство было скопировано по всей Европе, в частности, Реном в его знаменитом куполе собора Святого Павла в Лондоне, где он открыто признал использование того, что он назвал «сарацинскими сводами».

Пора уже давно признать, что разные культуры и религии связывает много общего. И только более глубокое понимание общих элементов исламской и христианской архитектуры может подтолкнуть нас к более широкому межрелигиозному диалогу.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle