Город, объединивший Марджани, Тукая и Рамзи (Фото)
Каждый город имеет свою историю. Своё неповторимое лицо, свои достопримечательности – все то, что делает его притягательным, уникальным. И это все можно отнести к Троицку.
Город основан тайным советником командира Оренбургской комиссии Иваном Ивановичем Неплюевым (1693-1773) в 1743 г. как крепость, а в 1784 г. получил статус города. Он возник как главная пограничная крепость на левом берегу реки Уй при впадении в нее реки Увельки, напротив восточной части крепости окрестности представляют собой степи.
Интерес к крепости, а затем и к городу никогда не пропадал. О нем писали многие путешественники, ученые, исследователи. Он стоял на перекрестке Великого Шелково пути. Став центром меновой торговли между Россией и Средней Азией, Троицк не раз упомянут как город, где проходили широко известные ярмарки.
Ябынчы: малая родина выдающегося татарского богослова Шигабутдина Марджани (Фото)
По указу Екатерины II от 25 февраля 1782г. было предписано строить за государственный счет мечети на границах Уфимского наместничества и Тобольской губернии для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев. Императрица пыталась использовать исламские институты для развития международных экономических связей, строила мечети и мусульманские школы на приграничной линии в местах сосредоточения меновой торговли. И этот шаг был продиктован стремлением создать комфортные условия для совершения обрядов российскими и приезжими мусульманами, которые играли доминирующую роль в приграничной и караванной торговле.
Одну из первых мечетей в Троицке стали сооружать 14 мая 1786г. По-видимому, из-за нехватки средств она была завершена в 1789г. не каменной, а деревянной. В 20-е годы XIX в. комплекс азиатского Гостиного двора был основательно перестроен на средства частных лиц, а старый мусульманский храм снесен (вероятно, его последним имамом был Хамит Абдрахманов). Но уже к 1828г. по соседству, на дворовом месте № 2, в 38-м квартале, по ул. Оренбургской (ныне ул. Октябрьская), прямо напротив Торговой площади троицким купцом Абдулвагапом Абубакировым (1774-1838) была возведена новая каменная мечеть. С того же времени начало работу и первое в городе медресе.
Большую роль татарского населения в социально-экономической жизни города подметил в конце XIX в. В.Л. Кинг, чиновник особых поручений при Переселенческом управлении в Тобольске, писавший: «По общей молве, татарские купцы в Троицке богаче русских. Судя по отличным мечетям в стиле уездных церквей, белых, с зеленым куполом и золоченым шпилем, на котором за рожок укреплен золотой полумесяц, судя по упитанным татарам-купцам, то и дело разъезжающим на отличных лошадях, но на простых дорогах, даже без кузова, а просто прикрытых войлоком, судя по множеству простой татарвы, торговцев, рабочих и извозчиков – Троицк больше татарский город, чем русский».
Со временем город менял статус, лицо, воплощая в себе своеобразие уходящих эпох. Он становился проводником идеологических, духовных и политических интересов России в этом крае, подлинным памятником культуры нескольких народов – русского, татарского, башкирского и казахского. Это отличало его от многих других городов, он был предметом исследований, источником вдохновения поэтов и писателей.
Так в 1912 г. Троицк посетил Габдулла Тукай – народный татарский поэт, литературный критик и общественный деятель. Тукай – душа татарского народа, его истинный глубинный дух.
В Троицк Г. Тукая пригласили для лечения кумысом Габдрахман Рахманкулов – имам г. Троицка, который в 1937 г. был арестован и сослан в Сибирь, где сгинул в сталинских лагерях, а также Габдулла Гисматуллин (1883-1938). Сначала Тукай несколько дней гостил в доме самого муллы Г. Рахманкулова по Моховскому переулку (ныне ул. им Летягина), а затем два с половиной месяца жил в 25 верстах от Троицка, где и лечился кумысом.
В это время он написал стихотворение:
Ой, ей-богу, ой прекрасно до чего!
В летнем поле день чудесный, видит Бог!
Сладок воздух, словно мед, - хоть ешь его,
Всюду зелень, птичьи песни, видит Бог!
Белоснежные кочуют облака
Вольной степью синевою, видит Бог!
А легчайшее касанье ветерка
По траве бежит волною, видит Бог! (перевод Ленар Шаех)
В XIX в. Троицк посещает знаменитый теолог, философ, историк, религиозный реформатор и просветитель Шихабуддин Марджани. Закончив образование в медресе отца, прочитав в течение 3-4 лет множество книг из его библиотеки, Марджани выделялся знаниями среди своих сверстников. И лишь ему самому этих знаний казалось недостаточно, он хотел поехать куда-либо, чтоб совершенствовать их. Похвала отца в адрес Бухары и тамошних алимов (ученых) пробудила в Марджани любовь к этому городу, желание посетить его, и он стал просить разрешение у отца на это.
После этого было принято решение ехать в Бухару 4 раби ул-авваль 1254 г. х. / 17 мая 1838 г. 21-летний Марджани отправляется в путь. Как видно из его записей в личном дневнике, кроме дорожных принадлежностей и одежды, отец дал ему в дорогу следующие книги: «Мулла Джалал» (комментарий ад-Даввани к «Акаид аль-Иджи»), «Таудих ва талвих» («ат-Таудих фи халл гавамид ат-таких» Таджа аш-Шарига), «Шарх акаид ан-Насафи» (комментарий ат-Тафтазани к Акаид ан-Насафи), «Шарх ал-Викайа», «Джами ар-румуз», «Шарх аш-Шамсийа», «Хашийа Сайиди шариф», «Хашийа Мулла Ахмад», «Суллам ал-улум», «Масаил ал-Мухимма» и др.
В то время были хорошо развиты связи, в том числе и торговые, с Мавераннахром, между Казанью и Бухарой ходили караваны, торговцы постоянно ездили туда и обратно. Именно они возили с собой шакирдов и мулл, отправляющихся в Бухару, или же посылки от них. Марджани тоже пришлось путешествовать в Бухару с возом торговца Мухтара ибн Мухаррама из деревни Менгер. Как оказалось, до этого дня Марджани никуда не уезжал и не видел ничего, кроме ближайших деревень, даже ни разу не был в Казани. Поэтому это первое путешествие, первое расставание с родителями и родной деревней.
Неизвестно ни одного важного воспоминания Марджани о пути из деревни в Троицк. Из-за того, что в этом городе он не мог найти спутников, так как было не такое время, когда ходили караваны, Марджани прожил в Троицке 4 месяца, где и снимал квартиру («Мустафад ал-ахбар» Т.2. - С. 357). При этом он побывал на всевозможный встречах, увидел алимов и смог поучаствовать в дискуссиях и беседах на темы религиозных наук.
Как Тукай помогал татарам зарубежом сохранять свою идентичность
Однажды Марджани так высказался об этих беседах: «В Троицке мне повстречался один муадзин. Так как этот муадзин прочитал множество книг Абд-н-Насира Курсави, он симпатизировал ему. Однажды, когда разговор коснулся вопросов вероубеждения, этот муадзин припомнил слова Курсави и похвалил его. Я же не согласился с ним и в ответ сказал, что некоторые взгляды Курсави противоречат взглядам ахл-сунны вал-джама’а (последователи учения пророка Мухаммада).
Курсави спасся бегством из Бухары, когда эмир Хайдар приказал убить его, потому что его слова не соответствовали шариату. Мы довольно долго спорили с муадзином по этому поводу. Пусть он будет вознагражден Аллахом. Насколько же он был прав, и как же ошибался я. Первые слова, заставившие меня обратить внимание на Курсави, я услышал от этого муадзина».
Когда Марджани был в Троицке, он был хорошо принят одним человеком из Ташкичу, потому что уже в пожилом возрасте, приехав в Троицк, Марджани стал расспрашивать: «Как здоровье у этого человека? В свое время он был очень добр к нам. Если он жив, я навещу его, если нет – его могилу».
Отец Марджани был муллой среднего достатка, тех денег, что он дал сыну для поездки в Бухару, не хватало для пропитания и аренды комнаты. Поэтому Марджани стал решать эту проблему и размышлять, как заработать денег. Поэтому в Бухару на имеющиеся деньги в Троицке он купил сундук, красиво украшенные коробки, и продавал их по дороге. Довольно хорошо заработав на этом, он смог на свои деньги снять комнату в Бухаре.
Еще одна интересная историческая личность побывавшая в г. Троицке Мурад Рамзи (1854/1855-1934) – историк, религиозный деятель, шейх накшбандийского тариката. Учился в медресе «Марджания» (Казань, 1877). С 1877 г. путешествовал по странам Востока, в Мекке примкнул к сторонникам учения накшбандийа. Он является автором 2-х томного труда «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи’ Казан ва Болгар ва мулюк ат-татар» («Известия и сведения о событиях в Казани, Болгаре и о татарских царях», Оренбург, 1908), в котором критиковал религиозную политику царизма. Сочинение было конфисковано царской цензурой, против автора возбуждено уголовное дело.
Мурад Рамзи избежал ареста, спасшись бегством в Аравию. Изучал арабские и персидские письменные источники по истории татарского народа.
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»
Все фото: Ислам-тудей