• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аль-Азхар: от мечети до лучшего мусульманского университета

Время чтения: 5 мин
4650

История знаменитого университета Аль-Азхар в Каире берет свое начало со строительства одноименной мечети. Мечеть Аль-Азхар является фундаментальным исламским памятником времен Фатимидов. Построенная халифом Аль-Муизз ли-Диниллахом (годы правления 953–975) для вновь созданной столицы в 970 году, это была первая мечеть, основанная в Каире, городе, который позже получил прозвище «город тысячи минаретов». Созданное при мечети Аль-Азхар медресе постепенно превратилось в один из самых влиятельных центров исламского образования, которое существует вот уже на протяжении более тысячи лет.

Аль-Азхар (полное название на арабском Джамиат аль-Азхар) сегодня является самым важным исламским университетом в мусульманском мире, в котором одновременно обучаются до 90 000 студентов. Это один из главных центров исламского образования, а также самый большой и самый влиятельный университет в исламском мире.

История университета

Как главный центр исламского и арабского обучения в мире, комплекс Аль-Азхар сосредоточен вокруг мечети и средневекового квартала Каира с одноименным названием. Он был основан шиитской династией Фатимидов в 970 году. Это произошло, когда полководец Джаухар, командовавший войсками, посланными фатимидским халифом Аль-Муиззом, окончательно завоевал Египет. В 969 году (358 г. по хиджре) по его приказу был основан Каир, а через год началось строительство мечети Аль-Азхар. Она была построена за два года и открыта для первых молитв 22 июня 972 года (7 Рамадана 361 года по хиджре). Само название «Аль-Азхар» связано с Фатимой (р.а.), дочерью Пророка (с.а.с.), известной как «аль-Захра» («Светлая»). В последующем при мечети возникло учебное заведение.

Во времена Фатимидов (972–1171) Аль-Азхар был второстепенным университетом, целью которого было распространение шиитского учения в Египте. Таким образом, его положение было важно для правящей династии Фатимидов, но не имело большого значения для остального мусульманского мира, который смотрел на Багдад как на центр исламских знаний. Через школы Багдада мусульмане познакомились с такими учеными, как Абу Хамид аль-Газали, Абу Исхак аль-Исфараини, Аль-Джувайни, Абу-Бакр аль-Бакилани и другими.

Среди мусульман того времени Аль-Азхар был не так знаменит, как школы Багдада. Кроме того, большинство мусульман считало Фатимидов правителями, принадлежавшими к еретической секте. Эта точка зрения очевидна из заявления, сделанного в Багдаде многими мусульманскими учеными, осуждавшими Фатимидов. В осуждении участвовали видные суннитские ученые, такие как Абу Исхак аль-Исфараини, а также известные шиитские ученые, такие как аш-Шариф аль-Муртада. Эта позиция в отношении Фатимидов помешала Аль-Азхару в период их правления занять видное положение в исламском мире.

Обучение в Аль-Азхаре оставалось относительно неформальным на протяжении большей части его ранней истории: изначально не было требований к поступающим, формальной учебной программы и ученых степеней. Основной программой обучения были и остаются исламское право, теология и арабский язык.

После завоевания Египта Салахаддином Айюби в 1171 году, Аль-Азхар утратил былое значение и стал обычной суннитской мечетью с медресе, где преподавались основы шафиитского мазхаба. Однако известно, что даже в те годы в Аль-Азхаре преподавали известные ученые того времени: врачеватель и ученый Абдулатиф ибн Юсуф аль Багдади и еврейский философ и ученый Маймонид. В период правления Айюбидов Аль-Азхар ничем не отличался от других учебных заведений исламского мира. Это была просто еще одна школа среди многих школ в Египте, Багдаде, Сирии и Андалусии.

Аль-Азхар был возрожден при мамлюках (1250–1517) и после этого стал процветать как центр суннитской науки. Он был поврежден в результате землетрясения в начале 1300-х годов. В последующем Аль-Азхар расширялся, изменялся и обновлялся на протяжении XVI и XV веков, особенно в поздний мамлюкский период, когда он находился под непосредственным покровительством правителей.

Во время правления мамлюкского султана Бейбарса и под руководством визиря Иззаддина Айдмера Аль-Азхар стал свидетелем возрождения, которое сделало его высшим учебным заведением исламского образования. Айдмер жил во дворце по соседству с Аль-Азхаром. Он предложил Бейбарсу план обновления мечети. Султан приветствовал эту идею и выделил средства, необходимые для ремонта мечети. Айдмеру помогали многие мамлюкские беи (князья), которые тоже оказали финансовую помощь. Впоследствии Айдмер пошел дальше и предложил совершать основной пятничный намаз в Аль-Азхаре. После этого он призвал ученых использовать мечеть в качестве основного учебного заведения. Поддержка, которую Айдмер оказал Аль-Азхару, и приток мусульманских ученых в Египет сделали эпоху мамлюков золотым веком Аль-Азхара.

Исламский халифат рассматривался как символ мусульманского единства. После поражения монголов в битве при Айн-Джалуте султан Бейбарс пригласил семью Аббасидов, чей халифат был ранее разрушен монголами, в Каир. После того как аббасидские халифы обосновались в Каире многие мусульманские ученые, спасаясь от монголов, находили убежище в Египте (а в некоторых случаях в Сирии). Эта иммиграция исламских ученых в Египет сопровождалась также притоком с запада. Многие мусульманские эмираты в Андалусии (Испания) были захвачены испанскими армиями между 1236 и 1261 годами, а знаменитые исламские учебные заведения в Куртубе (Кордова), Ишбилийе (Севилья) и Балансийе (Валенсия) были разрушены. Поскольку султанат мамлюков был в то время самым могущественным государством в мусульманском мире, Египет стал полюсом притяжения в том числе ученых из Андалусии.

Образование

Университет Аль-Азхар является естественным продолжением мечети Аль-Азхар. Это самый знаменитый из исламских академических институтов и университетов во всем мире. За более чем тысячу лет Аль-Азхар выпустил тысячи выдающихся ученых, выдающихся педагогов, сохраняя исламское наследие и укрепляя исламскую идентичность.

В период мамлюков большинство видных мусульманских ученых того времени преподавали в Аль-Азхаре или, по крайней мере, посещали это учреждение. Большое внимание, которое оказали Аль-Азхару мамлюкские беи, поставила мечеть в положение, не имеющее себе равных среди других каирских мечетей.

С поражением мамлюков туркам в 1517 году значение Аль-Азхара сохранялось и под властью Османской империи. Он занимал высшее положение среди египетских учебных заведений. Противостояние французам в конце XVIII века привело к восстанию 1798 года, которое сосредоточилось вокруг Аль-Азхара. В результате французы подвергли его бомбардировке и временно закрыли.

В XIX веке в системе образования Аль-Азхара начинаются реформы. Она была связана с участием ряда модернистов, в том числе Джамаладдина аль-Афгани, который преподавал в Аль-Азхаре в 1870-х годах и подчеркивал, что современная наука и религиозные предметы должны совмещаться. Большую роль в этом деле сыграл Мухаммад Абдух, на воззрения которого в свое время повлиял аль-Афгани. В конце XIX века были установлены основные регламенты университета, включая требования к поступающим и экзамены, а также были введены ряд современных предметов, некоторые из которых являются обязательными.

В начале 1960-х годов Аль-Азхар был национализирован и вновь претерпел существенные реформы. В те годы были созданы такие факультеты, как медицинский и инженерный, а также в 1962 году были впервые приняты женщины.

Сегодня Аль-Азхар продолжает гордиться тем, что преподает коранические науки (улум аль-Коран), сунну (хадисы), теологию (ильм аль-калам), юриспруденцию (фикх), грамматику (наху) и морфологию (сарф) арабского языка, риторику (балага), арабскую литературу, историю (тарих), медицину (тиб), философию (фалсафа), логику (мантик) и другие науки.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle