• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Правда ли, что Абу Ханифа прочитывал весь Коран за один ракаат?

Время чтения: 5 мин
10476

Вопрос:

Ассаляму алейкум. Мы все знаем имама Абу Ханифу как великого ученого. Но мне не дает покоя один факт, о котором я узнал буквально недавно. А именно то, что Абу Ханифа прочитывал весь Коран за один ракаат. Разве это не противоречит сунне? Ведь Пророк ﷺ запрещал прочитывать весь Коран менее, чем за три дня. Помогите разобраться.

Ответ:

С именем Аллаха Милостивого Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.

Вы правы относительно того, что есть хадис Пророка ﷺ, внешний смысл которого похож на запрет. Приведем один из хадисов, а потом постараемся понять: действительно ли все так, как кажется на первый взгляд.

- حَدَّثَنَا مُوسَى، حَدَّثَنَا أَبُو عَوَانَةَ، عَنْ مُغِيرَةَ، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، قَالَ: أَنْكَحَنِي أَبِي امْرَأَةً ذَاتَ حَسَبٍ، فَكَانَ يَتَعَاهَدُ كَنَّتَهُ، فَيَسْأَلُهَا عَنْ بَعْلِهَا، فَتَقُولُ: نِعْمَ الرَّجُلُ مِنْ رَجُلٍ لَمْ يَطَأْ لَنَا فِرَاشًا، وَلَمْ يُفَتِّشْ لَنَا كَنَفًا مُنْذُ أَتَيْنَاهُ، فَلَمَّا طَالَ ذَلِكَ عَلَيْهِ ذَكَرَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: «القَنِي بِهِ»، فَلَقِيتُهُ بَعْدُ، فَقَالَ: «كَيْفَ تَصُومُ؟» قَالَ: كُلَّ يَوْمٍ، قَالَ: «وَكَيْفَ تَخْتِمُ؟»، قَالَ: كُلَّ لَيْلَةٍ، قَالَ: «صُمْ فِي كُلِّ شَهْرٍ ثَلاَثَةً، وَاقْرَإِ القُرْآنَ فِي كُلِّ شَهْرٍ»، قَالَ: قُلْتُ: أُطِيقُ أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ، قَالَ: «صُمْ ثَلاَثَةَ أَيَّامٍ فِي الجُمُعَةِ»، قُلْتُ: أُطِيقُ أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ، قَالَ: «أَفْطِرْ يَوْمَيْنِ وَصُمْ يَوْمًا» قَالَ: قُلْتُ: أُطِيقُ أَكْثَرَ مِنْ ذَلِكَ، قَالَ: «صُمْ أَفْضَلَ الصَّوْمِ صَوْمَ دَاوُدَ صِيَامَ يَوْمٍ وَإِفْطَارَ يَوْمٍ، وَاقْرَأْ فِي كُلِّ سَبْعِ لَيَالٍ مَرَّةً» فَلَيْتَنِي قَبِلْتُ رُخْصَةَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَذَاكَ أَنِّي كَبِرْتُ وَضَعُفْتُ، فَكَانَ يَقْرَأُ عَلَى بَعْضِ أَهْلِهِ السُّبْعَ مِنَ القُرْآنِ بِالنَّهَارِ، وَالَّذِي يَقْرَؤُهُ يَعْرِضُهُ مِنَ النَّهَارِ، لِيَكُونَ أَخَفَّ عَلَيْهِ بِاللَّيْلِ، وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَتَقَوَّى أَفْطَرَ أَيَّامًا وَأَحْصَى، وَصَامَ مِثْلَهُنَّ كَرَاهِيَةَ أَنْ يَتْرُكَ شَيْئًا، فَارَقَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَيْهِ "، قَالَ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ: " وَقَالَ بَعْضُهُمْ: فِي ثَلاَثٍ وَفِي خَمْسٍ وَأَكْثَرُهُمْ عَلَى سَبْعٍ «

Нам передал Муса, передал Абу Ауана от Мугиры от Абдуллаха ибн Амра, который сказал: «Мой отец женил меня на женщине из знатного рода и иногда расспрашивал её о её муже (то есть обо мне).

Она отвечала ему: «Как он прекрасен, он еще ни разу не приблизился к нашему ложу к нашему ложу, не снял одежду при мне с того самого дня, как я переступила порог его дома».

Это продолжалось некоторое время, тогда он (Амр, р.а.) рассказал об этом Пророку ﷺ, тогда Пророк ﷺ сказал: «Я хочу встретиться с ним». После этого я пришел к Пророку ﷺ.

Он ﷺ спросил: «Как часто ты постишься?». Я ответил: «Каждый день». Затем он ﷺ спросил: «А как часто ты прочитываешь Коран полностью?». Я ответил: «Каждую ночь». Тогда он ﷺ сказал: «Постись каждый месяц и прочитывай Коран каждый месяц». Я сказал: «Я могу больше этого». Он ﷺ сказал: «Тогда постись три дня в неделю». Я сказал: «Я могу больше этого». Он ﷺ сказал: «Постись один день через два». Я ответил: «Я могу больше этого».

Он ﷺ сказал: «Тогда держи самый лучший из постов  пост Дауда (а.с). Это пост через каждый день и прочитывай Коран каждые семь дней». (Затем Абдуллах ибн Амр, передавая хадис, добавил): «О если бы я принял эти послабления от посланника Аллаха ﷺ, поскольку я состарился и ослаб».

Он (Абдуллах ибн Амр, р.а.) читал Коран (для повтора) кому-то из членов семьи, поскольку ту часть Корана, которую он читал, подготавливал днем, чтобы ему было легче ночью. Для восстановления сил он не постился несколько дней и считал их количество, чтобы восполнить пост день в день, как если бы он постился день через день, боясь сделать что-либо не так, как он делал во времена жизни Пророка ﷺ.

Имам Бухари (р.а.) сказал: Некоторые имамы передали данный хадис со словами Пророка ﷺ о том, что он рекомендовал прочитывать Коран за три дня, другие передавали версию с пятью днями, большинство же имамов передали, что он ﷺ рекомендовал 7 дней (Бухари/5052). 

1. На первый взгляд любой приказ, то есть глагол в повелительном наклонении, должен указывать на обязательность данного действия. Однако с научной точки зрения, повелительное наклонение не всегда указывает на обязательность. В некоторых случаях, в зависимости от контекста, это – указание на желательность, одобрение или дозволенность.

Данный хадис только подтверждает данное обстоятельство, поскольку каждый раз, когда Пророк ﷺ предлагал Абдуллаху ибн Амр (р.а.) какой-либо из вариантов поста или завершения чтения Корана, он использовал повелительное наклонение, а Абдуллах ибн Амр (р.а) не принимал.

Тут необходимо учитывать следующее:

а) Невозможно представить, чтобы Пророк ﷺ указывал на какое-либо предписанное, с точки зрения шариата действие, действие и принимал отказ. Более того, он гневался, если видел что-либо порицаемое или запретное и обязательно исправлял это, чего не произошло в случае, описанном в хадисе.

б) Невозможно представить, чтобы кто-либо из сподвижников посланника Аллаха ﷺ позволил бы себе совершить что-либо запретное или порицаемое, когда на это указывал Пророк ﷺ. Но Абдуллах ибн Амр (р.а) продолжал настаивать, несмотря на слова посланника Аллаха ﷺ. Следовательно, контекст и обстоятельства указывают на то, что Пророк ﷺ определенно не указывал на категоричный запрет.

Еще больше информации об Абу Ханифе здесь. 

2. Имам Абу Ханифа (р.а) был не единственным из великих имамов, кто так поступал. Среди тех, кто прочитывал Коран менее, чем за три дня великие сахабы и табиины такие, как Усман ибн Аффан, Тамим Ад-Дари, Саид ибн Джубейр, Ибн Сирин. К их числу можно отнести также великих имамов, как Имам Шафии (р.а), который прочитывал за один день весь Коран семь раз, чтобы найти и исследовать один вопрос. Имам Бухари (р.а) в каждом таравихе прочитывал Коран целиком.

3. Из того, что сказано выше вытекает два возможных варианта:

а) Не исключено, что перечисленные выше имамы не знали о хадисе, что, определенно, невозможно. Но даже если предположить, что до великих имамов не дошло сообщение, переданное от Пророка ﷺ о запрете, то ведь до Имама Бухари (р.а) упомянутый хадис дошел вне всякого сомнения, поскольку он записал его в свой сборник, а также сообщил о его разных версиях.

б) Хадис не указывает на категоричный запрет, о чем мы уже упоминали в первом пункте.

В качестве резюме мы можем лишь посоветовать себе, в первую очередь, и всем мусульманам не делать поспешных выводов, основой которых является эмоциональный порыв. В случае возникновения сомнений, следует обращаться к людям, обладающим знаниями.

А Аллах знает лучше.

Муфтий РТ, Камиль хазарт Самигуллин

Все фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle