Можно ли читать намаз в мечети, где расположена могила Пророка Мухаммада (ﷺ) или могила одного из Пророков (мир им всем)?
Совершение намаза в мечети, где находиться могила одного из Пророков (мир им всем) или праведников, является верным/правильным и является разрешенным по Шариату и иногда может достичь степени желательности. И доказательством для подтверждения этого хукма, у нас есть несколько далилей из Священного Корана и Пречистой Сунны, деяний сахабов и иджма амали уммы, т.е. то, на чем сошлась умма.
Далиль из Священного Корана, то, что сказал Аллах Та’аля:
فَقَالُوا ابْنُوا عَلَيْهِمْ بُنْيَانًا ۖ رَبُّهُمْ أَعْلَمُ بِهِمْ ۚ قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَىٰ أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِمْ مَسْجِدًا
(Смысл): «Но вот они стали спорить о них и сказали: "Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них". А те, которые отстояли свое мнение, сказали: "Мы непременно воздвигнем над ними мечеть".
Доказывающая сторона аята в том, что он указывает на рассказ о «людях пещеры». Когда их нашли люди, некоторые их них сказали: «Воздвигните над ними строение», а другие сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть».
Контекст данного аята указывает на то, что первое предложение было сделано мушриками, а второе было словом Единобожников.
В аяте приведены обе точки зрения (людей) без осуждения, а если бы их слова были неверными, то Аллах Та’аля указал бы на это.
Утверждение аятом этих двух мнений указывает на то, что оба мнения удостоверены в Шариате, но как будто в этом Аяте есть похвала мнений Единобожников. И не было их целью только лишь построение (здания), но была цель построить мечеть (место поклонения), и это мнение указывает на то, что эти люди были из познавших Аллаха Та’аля, и они были из признающих поклонение, намаз.
Имам Фахруддин Ар-Рази в разъяснении этого аята:
«…"Мы непременно воздвигнем над ними мечеть"», сказал: «В этой мечети будем мы поклоняться Аллаху, и эта мечеть будет памятью о «людях пещеры».
Из деяния сахабов их позиция ясна в отношении захоронения Пророка (ﷺ) и их расхождения в этой теме. В отношении этого (о расхождениях) имам Малик рассказал о расхождении сахабов о месте захоронения Пророка (ﷺ) и сказал:
«Некоторые люди (из сахабов) сказали, что его (ﷺ) надо похоронить возле минбара, а другие сказали, что надо похоронить на кладбище «Аль-Баки’». В это время пришел Абу Бакр Ас-Сыддык (رضي الله عنه) и сказал, я слышал от Пророка (ﷺ), что он (ﷺ) сказал:
«Не было похоронено никакого Пророка, кроме как в том месте, где он умер, и там же была раскопана могила» («Аль-Муватта» имама Малика, т.1, стр. 231).
Сторона доказательства, взятая из этого в том, что некоторые сахабы предлагали захоронение Пророка (ﷺ) возле минбара, а минбар находился внутри мечети, и их за это предложение никто не порицал. Только Абу Бакр (رضي الله عنه) возразил этому предложению, но не из-за того, что захоронение в мечети является харамом, а для того, чтобы исполнить повеление Пророка (ﷺ), о том, чтобы похоронить там, где он умер.
Если вдуматься, то место, где был захоронен Пророк (ﷺ), т.е., где душа покинула его тело, было в комнате, где жила Айша (رضى الله عنها) и эта комната прислонялась к мечети, где сподвижники совершали намаз. Расположение комнаты в отношении мечети – это место, в которых располагаются какие-либо аулия в наше время. Таким образом, они прислонены к мечети, и люди в этой мечети совершают намаз.
Есть люди, которые возражают этому, говоря, что это было только для Пророка (ﷺ). Мы отвечаем на это, что то, что ахкямы были специально только для Пророка (ﷺ) нуждается в доказательстве, и основа в том, что хукм является всеобщим, пока не приводится далиль, который подтверждает «специальность». А здесь нет далиля, поэтому «специальность» становится недействительной. В добавлении к этому мы скажем, в той комнате, где был похоронен Пророк (ﷺ), были позже похоронены Абу Бакр (رضي الله عنه), а потом и Умар (رضي الله عنه). А эта комната прислонялась к мечети, то это «специальность» распространилась и на них тоже? Сподвижники совершали намаз в мечети, которая прислонялась к комнате, где есть три захоронения, и Айша (رضى الله عنها) жила в этой комнате и совершала в ней обязательные и желательные намазы, разве не считают для них эти деяния сподвижников «иджмой амали»?
«Иджма уммы» и подтверждение этому ученых уммы. Совершение мусульманами намазов и в прошлом и в настоящем в «Мечети Пророка (ﷺ)» и в мечетях, где рядом расположены могилы, без порицания, и подтверждение ученых со стороны семерых знаменитых ученых в Медине, которые согласились на ввод комнаты, где располагается могила в «Мечеть Пророка (ﷺ)» (в этой комнате находится три могилы). И из семерых этих известных ученых Медины никто не возражал в отношении этого, кроме Сайид ибн Аль-Мусайиба (رضي الله عنه), и он не говорил то, что совершать намаз в мечети, где есть могилы является харамом, но он возражал из-за того, что он хотел, чтобы комната, где жил Пророк (ﷺ) осталась в первозданном виде, какой ее знали мусульмане, чтобы люди избегали дунья, и знали, как жил их Пророк (ﷺ).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин