Каково шариатское предписание (хукм) выполнения тадиль-и аркан (обязательных действий намаза)?
Ответ: Тадиль-и аркан означает полное и тщательное выполнение рукнов (столпов) намаза.
Согласно мнению имама аш-Шафи’и (да смилостивится над ним Аллах!), выполнение обязательных действий является фардом в руку (поясной поклон), сажда (земной поклон) и во время вставания (кыям (стояние) и джальса (сидение)). Мнение Имама Абу Юсуфа (да смилостивится над ним Аллах!) из ханафитского мазхаба также совпадает с данным мнением.
Доводы имамов аш-Шафи’и и Абу Юсуфа (да смилостивится над ними Аллах!):
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорит следующее:
ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ
«Вернись и соверши намаз, ибо ты не совершил его». (Аль-Бухари, 757.)
Данный хадис является доказательством того, что тадиль-и аркан является фардом в трех аспектах:
1. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) приказал бедуину возместить намаз. Известно, что возмещение молитвы является ваджибом только при нарушении намаза. Нарушение же происходит из-за невыполнения рукна.
2. Высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) «ты не совершил намаз» делает совершенный намаз недействительным.
3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) приказал бедуинам успокоиться. А приказ является фардом.
Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах!), тадиль-и аркан является ваджибом. В ханафитском мазхабе фетвой (решением) выступает данное мнение. Тадиль-и аркан является ваджибом при выполнении руку и сажда и при вставании с руку и сажда.
Доводы имама Абу Ханифы и имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах!):
Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ارْكَعُوا وَ اسْجُدُوا
«Имамы, совершайте руку и сажда». (Сура «Аль-Хаджж», 77:12)
В данном аяте священного Корана Всевышний Аллах приказывает совершать руку и сажда. Лексически слово «руку» имеет значение «наклоняться, опираться». Когда пальма наклоняется к земле, говорят رَكَعَتْ النَّخْلَةُ – пальма наклонилась. А «сажда» означает земной поклон. Когда пальма прикасается к земле, говорят سَجَدَتْ النَّخْلَةُ – пальма прикоснулась к земле.
Таким образом, в то время, когда совершающий молитву наклоняется во время руку, ставит голову на землю во время сажда, выполняя основные действия, он следует данному приказу. Пребывание в руку и сажда означает продолжение выполнения основных действий. Если действие является приказом, нет необходимости его продолжать.
Что касается хадиса о бедуине, то он передан одним человеком. Сообщение, переданное одним передатчиком, не может отменять книгу (аят), но может быть его завершающей частью. Таким образом, веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) совершать тадиль-и аркан должно толковаться как ваджиб, а высказывание о недействительности намаза должно толковаться как ненадлежащее совершение намаза. А то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) повелел возместить намаз как ваджиб, толкуется как необходимость исправления ошибки или как сдерживание от совершения намаза в таком же виде. Таким образом, хадис выступает доводом в пользу имама аш-Шафи’и и имама Абу Юсуфа (да смилостивится над ними Аллах!).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.