Принципы работы исламских банков
Исламские банки, как и традиционные, принимают вклады клиентов, что является их основной функцией. В связи с тем, что Ислам запрещает начислять и получать проценты – риба, исламский банк должен предоставлять своим потенциальным клиентам такие банковские услуги, которые бы соответствовали исламским нормам. Прежде чем банк начнет предлагать свои услуги, руководству необходимо обратиться к подлинным и фундаментальным источникам исламского права – Корану и хадисам. Все принципы и запреты, имеющие отношение к бизнесу должны быть внимательно изучены.
В Коране Всевышний приводит большое количество аятов (стихов), связанных с доверием, справедливостью, запретом на взяточничество, и дает указания следить за точностью весов и меры. Кроме того, в Коране говорится о том, что соглашения между сторонами должны быть письменно закреплены в присутствии свидетелей, предоставлены гарантии и обозначены обязательства сторон. В хадисах можно найти руководство по вопросам купли и продажи. Некоторые хадисы затрагивают такие стороны финансовой сделки, как салам (договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, при котором цена товара оплачивается заранее, а товар предоставляется в оговоренные стороной сроки), наем, аль-хавала (вексель, расписка), займы, погашение кредитов, замораживание активов, банкротство, партнерство, аренда, свидетельство и условия бизнеса.
Несмотря на то, что существует ряд аятов в Коране и хадисы, имеющие отношение к финансовой деятельности, кажется, что изложенные принципы сложно применить к современной банковской системе. Следовательно, ученые и юристы (эксперты в области исламского законодательства) должны взять на себя ответственность и установить принципы ведения бизнеса, не нарушая правил Шариата и, в то же время, согласовывая их с текущим банковским законодательством.
Исламские банки используют различные термины для описания своих исламских принципов, на основании которых структурированы их услуги. В некоторых исламских банках можно встретить применение арабской терминологии, в других используются смесь арабского и английского языков, есть банки, использующие местный язык страны, в котором банк ведет свою деятельность.
Независимо от используемой терминологии, принципы Шариата, использующиеся в исламской банковской системе, можно разделить на пять категорий. К первой категории относятся принципы разделения прибылей и убытков, ко второй принципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и комиссию. Четвертая категория описывает принципы бесплатных услуг, а пятая – вспомогательные принципы.
Следующие принципы зачастую используются большинством исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара, иджара ва-иктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа, рахн. Помимо перечисленных на практике применяются и другие принципы исламских финансов.
Например, в Малайзии распространены такие принципы, как бай аль-дайн, иджара тумма аль бай, аль-вакала, аль-хивалах, аль-уджр и аль-вадия йад дамана. Тем временем, Иран ввел дополнительные принципы, такие как жуала, музара’а и масакат. Использование такого большого количества принципов Шариата зачастую вызывает сомнения и рождает вопрос – на самом ли деле эти инструменты исламского финансирования основаны на Шариате или же имеет место «хийал».
Хийал – в мусульманском праве этот термин обозначает применение разных юридических уловок, направленных на достижение определенных целей, не слишком соответствующих Шариату. Среди исламских правоведов нет однозначного отношения к концепции «хийал». Ханафитская правовая школа поддерживает применение данной концепции при создании шариатских продуктов.
Что касается Шафиитской правовой школы, то только ученые более поздней школы поддерживают «хийал», что входит в противоречие с позицией школы в целом. Две другие правовые (Маликитская и Ханбалитская) школы выступают против использования этой концепции. Запрет на «хийал» стал более аргументированным, когда Маликистский мазхаб ввел принцип «саддад-дара’и», что означает «предотвращение причины», который затрудняет использование любого законодательно разрешенного метода для достижения поставленных целей, если эти цели изначально носили незаконный характер, т.е. соответствовали категории «харам». Со стороны Ханбалитской правовой школы также идет массовый протест в отношении использования концепции «хийал».