«Кард»: займ в исламе и его законность
Фото: Simol1407 / elements.envato.com.
В лексическом значении «кард» — это «то, что даешь из аналоговых и неаналоговых предметов, чтобы потом вернуть его».
В шариатском значении — это «то, что ты даешь из аналогового имущества, чтобы потом потребовать возврата», или «договор с применением определенной словесной формулировки в отношении передачи аналогового имущества кому либо для дальнейшего возврата его аналога», т.е. это договор с применением фразы «займа» и подобных ей фраз в отношении аналогового имущества (к неаналоговым не применяется), которое отдается кому-либо, чтобы он в последующем вернул подобное имущество. Передача подарка и доверенного имущества не является займом, поскольку собственник этих предметов не требует возврата аналогичных предметов.
Аналоговое имущество — это то, что не имеет существенного различия друг от друга, которое могло бы повлиять на его стоимость, подобно предметам, измеряемым мерами веса и объема. Также сюда относится штучный товар, близкий друг другу по размеру, например, орехи и яйца. Эти два товара, даже если и имеют незначительные различия в размере, все равно относятся к аналоговому имуществу.
Исламская экономика: что значит истисна‘?
Неаналоговое имущество отличается друг от друга тем, что существенно влияет на изменение его стоимости. Например, виды скота, древесины и недвижимости.
Заем узаконен сунной и иджмой. В сунне Пророк ﷺ сказал: «Если кто либо из мусульман дает другому мусульманину в займы два раза, то это приравнивается к единоразовой милостыне» (хадис передал Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своем «Сахих» и аль-Байхакы от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Последний передал его в виде марфу‘ и маукуф. В предании Ибн Маджа есть неавторитетный передатчик (матрук). Вместе с этим значение хадиса подкрепляется Кораном и сунной).
В соответствии с иджма мусульмане единогласны в законности займа. Заем не будет правильным, кроме как со стороны дееспособного человека (совершеннолетнего, разумного), поскольку договор связан с имуществом. Заем имущества недееспособного человека со стороны опекуна недействителен, потому что это действие является пожертвованием, что в своем роде наносит ущерб интересам недееспособного человека.
Договор займа должен содержать предложение и согласие, поскольку в нем происходит передача собственности другому лицу. Ханафиты допускают осуществление займа всеми видами имущества, которые можно безотлагательно передать в собственность.
Фото: chormail / elements.envato.com/ru.
Обусловленное право выбора и право выбора на месте сделки не применимы к договору займа, поскольку он не является обязательным и допускает расторжение каждой из сторон, что не оставляет смысла для использования данных прав выбора.
Согласно мнению большинства богословов, срок в договоре займа не устанавливается. Ханафитские богословы исключают четыре состояния, при которых установление срока несет обязательный характер (лязим): завещание о кредитовании человека; установление отсрочки в ответ на отрицание займа; решение судьи о сроке выплате; перевод долга на другого человека.
Ханафиты допускают отсрочку займа, несмотря на то что это не обязательно (гайра лязим).
Если кредитор согласен, то отсрочка становится обязательной, за исключением семи случаев: договор обмена валюты (сарф); договор авансового финансирования (салям); цена до расторжения сделки (икаля); цена после расторжения сделки (икаля); плата за недвижимость при использовании преимущественного права покупки (шуф‘а); отсрочка наследникам за долг умершего; отсрочка займа (кард), другими словами отсрочить можно, но исполнение отсрочки не обязательно. Таким образом, кредитор вправе отказаться от установленной отсрочки, кроме четырех вышеупомянутых состояний.
«Гражданские и финансовые правоотношения»