В защиту имама Абу Мансура аль-Матуриди
Некоторые современные сектанты, одевшись в одежды ханафитов, пытаются отстранить сердца молодежи от великого имама Абу Мансура аль-Матуриди, рахимахуллах, заявляя, что он неизвестный ученый или что о нем ничего нельзя найти в книгах по жизнеописании алимов – и прочие глупости.
Во-первых, этот ученый – общепризнанный имам в вопросах акыды у Ахлю-с-Сунна, и этого факта достаточно.
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 гг. по хиджре/1318-1370 гг. по милади) сказал: «Знай, что Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а – все они сошлись на одном убеждении в том, что обязательно (для Аллаха), допустимо и невозможно. Несмотря на то что они разошлись в принципах, ведущих к этому или в (не понял этого слова). Если перечислить в общем, их (Ахлю-с-Сунна) три группы: «...вторая группа – люди умственного рассуждения и мысленной деятельности. Это ашариты и ханафиты. Шейх ашаритов – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и шейх ханафитов – Абу Мансур аль-Матуриди. И они едины в логических принципах, во всех вопросах, которые зиждутся на слухе, а в слуховых принципах на том, что разум допускает возможность этого и только. И логических и слуховых в остальных. И едины они во всех вопросах убеждений, кроме вопроса бытия и вопроса таклида. ..
Алляма Ибн Шатты аль-Ханбали (1248-1307 гг. по хиджре/1832-1890 гг. по милади) в своем комментарии на «Аль-Акыдату ас-Саффариния» пишет: «Некоторые ученые сказали, что спасенная община – это ахлю аль-хадис, т. е. асариты, ашариты и матуридиты». Затем через несколько строчек он сказал: «Итог: Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа состоит из трех групп:
асариты – их имам Ахмад, да будет доволен им Аллах;
ашариты – их имам Абуль-Хасан аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах;
Матуридиты – их имам Абу Мансур аль-Матуриди, да смилуется над ним Аллах» .
Имам Ахмад ад-Дардир аль-Малики (1127-1201 гг. по хиджре/1715-1768 гг. по милади) сказал: «Алим (ученый) – это тот, кто знает шариатские решения, на которых строится истинность (правильность) этой религии, будь эти решения по вероубеждению или по практике поклонения. Под этими учеными имеются в виду ученые из праведных предшественников и те, кто последовал за ними. И их путь в вероубеждении, в знании и в делах приведен в соответствие с наукой. И те имамы уммы, кто пришел после них и за которыми надлежит следовать, разделились на три группы.
<…> Вторая группа взяла на себя разъяснение вопросов вероубеждения, которого придерживались саляфы, – это имамы аль-Ашари и аль-Матуриди и те, кто последовал за ними...»
И эти три группы – знать уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. И все группы и течения, за исключением этих трех групп, находятся в заблуждении, даже если некоторые из них, по решению Шариата, не выходят из Ислама. Следовательно, спасшийся – тот, кто придерживается убеждений того пути, который соответствует тому, что разъясняет Ахлю-с-Сунна» .
Алляма Ибн Абидин ад-Димашки аль-Ханафи (1198-1252 гг. по хиджре/1784-1836 гг. по милади) в заметках к книге «Ад-Дурр аль-Мухтар Шарху Танвир аль-Абсар» пишет: «(Его слова: «О наших убеждениях») то есть о том, в чем мы убеждены («не считая второстепенных вопросов») из того, в чем обязан быть убежден каждый мукалляф, ни за кем не следуя (то есть не совершая таклид), – это убеждения Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа, а они (Ахлю-с-Сунна) – это ашариты и матуридиты. Они единогласны (во всем), кроме мелких вопросов, которые некоторые отнесли к разногласиям в значении слов, как было разъяснено в своем месте» .
Мы специально привели слова ученых четырех мазхабов, указывающих на то, что они признают имама Абу Мансура аль-Матуриди имамом Ахлю-с-Сунна, наравне с имамом Абу аль-Хасаном аль-Ашари, да будет Аллах им доволен.
Во-вторых, о величии его знаний говорят его книги, например, его толкования «Фикх аль-Акбар» имама Абу Ханифы и «Китаб ат-Таухид», а также величайший многотомный тафсир, написанный им.
И поэтому, если кто-то сомневается в уровне знаний имама Абу Мансура, то пусть обратятся к его книгам, сохранившимся до наших дней и изданным.
В-третьих, неправильно думать, что он придумал какую-то новую акыду, названную его именем. Он просто лучше других обосновал ее, он ее защищал, довел до нас, но это акыда Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников.
Часто приходится слышать: «Зачем нужно говорить о себе: «Я ханафит», – или: «Я матуридит»? Не лучше ли просто говорить: «Я мусульманин»?» Но это невежество. Если наши убеждения называются чьим-то именем, это лишь указывает на то, что этот человек лучше других эти убеждения отстоял, обосновал, доказал, но не потому, что он эти убеждения придумал, а мы этому следуем, следуем его выдумкам.
Теперь перейдем к самом тексту.
Имам Абу Ханифа, да будет Всевышний Аллах им доволен, говорит:
«Знайте, мои ученики и мои братья, что убеждение Ахлю-с-Сунна Валь-Джамаа будет представлено здесь в виде двенадцати пунктов».
Здесь имам Абу Ханифа говорит, что его книга состоит из двенадцати пунктов или утверждений. Кто будет им следовать, тот не окажется из числа заблудших – тех, о ком Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что они войдут в Ад.
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.