• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Обязательность веры в могильные мучения

Время чтения: 15 мин
9829

Имам из числа саляфов, Абу Джафар ат-Тахави (239-321х/853-933 м) сказал, разъясняя вероубеждение, дошедшее до него от Имама Абу Ханифы и двух его учеников Абу Юсуфа аль-Ансари и Мухаммада аш-Шайбани:

وَبِعَذَابِ الْقَبْرِ لِمَنْ كَانَ لَهُ أَهْلًا، وَسُؤَالِ مُنْكَرٍ وَنَكِيرٍ فِي قَبْرِهِ عَنْ رَبِّهِ وَدِينِهِ وَنَبِيِّهِ، عَلَى مَا جَاءَتْ بِهِ الْأَخْبَارُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ، وَعَنِ الصَّحَابَةِ رِضْوَانُ اللَّهِ عَلَيْهِمْ.

وَالْقَبْرُ رَوْضَةٌ مِنْ رِيَاضِ الْجَنَّةِ، أَوْ حُفْرَةٌ مِنْ حُفَرِ النِّيرَانِ

«Мы верим в наказание в могиле для тех, кто заслуживает его, и в то, что в могиле Мункар и Накир будут спрашивать человека о его Господе, о его религии и его пророке, как об этом пришло в хадисах от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в сообщениях от сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Могила — либо один из лугов Рая, либо одна из пропастей Ада».

[«Аль-Акыда ат-Тахавийя»]

Сказал великий имам Ахлю Сунна из числа саляфов, Абуль-Хасан аль-Аш’ари (260-324 х/874-936 м) в своей книге «Аль-Ибана»:

وأنكرت المعتزلة عذاب القبر أعاذنا منه .

وقد روي عن النبي صلى الله عليه وسلم من وجوه كثيرة، وروي عن أصحابه رضي الله عنهم أجمعين، وما روي عن أحد منهم أنه أنكره ونفاه وجحده، فوجب أن يكون إجماعا من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم .

وروى أبو بكر بن أبي شيبة قال: ثنا أبو معاوية عن الأعمش، عن أبي صالح، عن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (تعوذوا بالله من عذاب القبر) .

وروى أحمد بن إسحاق الحضرمي، قال: ثنا وهيب، قال: ثنا موسى بن عقبة قال: حدثتني أم خالد بنت خالد بن سعيد بن القاضي رضي الله عنها أنها سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم (يتعوذ من عذاب القبر) أعاذنا الله منه .

وروى أنس بن مالك رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: (لولا أن تدافنوا لسألت الله عز وجل أن يسمعكم من عذاب القبر ما أسمعني)

دليل آخر: ومما يبين عذاب الكافرين في القبور قول الله تعالى: (النار يعرضون عليها غدوا وعشيا ويوم تقوم الساعة أدخلوا آل فرعون أشد العذاب) ، فجعل عذابهم يوم تقوم الساعة بعد عرضهم على النار في الدنيا غدوا وعشيا، وقال تعالى: (سنعذبهم مرتين) من الآية مرة بالسيف، ومرة في قبورهم، ثم يردون إلى عذاب غليظ في الآخرة . وأخبر الله تعالى أن الشهداء في الدنيا يرزقون ويفرحون بفضل الله تعالى، قال الله تعالى: (ولا تحسبن الذين قتلوا في سبيل الله أمواتا بل أحياء عند ربهم يرزقون فرحين بما آتاهم الله من فضله ويستبشرون بالذين لم يلحقوا بهم من خلفهم ألا خوف عليهم ولا هم يحزنون) وهذا لا يكون إلا في الدنيا؛ لأن الذين لم يلحقوا بهم أحياء لم يموتوا ولا قتلوا .

Глава пятнадцатая. Упоминание о наказании в могиле.

263. Му‘тазилиты отрицают наказание в могиле, а мы просим Аллаха защитить нас от него! О наказании в могиле упоминается во многочисленных хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также высказываниях его сподвижников, да будет доволен всеми ими Аллах. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников отрицал наказание в могиле, и это значит, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были единодушны в этом вопросе.

Абу Бакр ибн Абу Шейба рассказывал со слов Абу Му‘авийи, что аль-А‘маш рассказывал, что Абу Салих рассказывал, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!». (Этот хадис передал Муслим в главе о том, от чего следует искать защиты у Аллаха во время намаза, раздела “Китаб аль-Масаджид”, 588)

Ахмад ибн Исхак аль-Хадрами рассказывал со слов Вахиба, что Муса ибн ‘Укба рассказывал, что Умм Халид бинт Са‘ид ибн аль-‘Ас, да будет доволен ею Аллах, рассказывала о том, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!». (Этот хадис передал Ахмад в сборнике “аль-Муснад”, 6/364-365) Упаси нас Аллах от этого!

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы я не опасался того, что вы перестанете хоронить друг друга, то я попросил бы великого и могучего Аллаха позволить вам услышать наказание в могиле, которое Он позволил услышать мне». (Этот хадис передал Муслим в главе о том, что покойнику показывают его место в раю и аду, раздела “Китаб аль-Джанна” (2767), а также Ахмад в сборнике “аль-Муснад” (т. 3, стр. 114. 153, 175). Похожий хадис также передал Муслим (2867) со слов Зейда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах)

264. Еще несколько доказательств.

В пользу истинности наказания в могиле свидетельствует высказывание великого и могучего Аллаха: «Аллах защитил его от злых последствий их козней, а род Фараона поразило злое наказание – огонь, в который их ввергают утром и вечером. А в день наступления Часа подвергните род Фараона самому суровому наказанию!» (Сура “Гафир”, аяты 45-46). Аллах поведал, что в День воскресения их постигнет великое наказание, а до этого, пока существует земной мир, их будут ввергать в огонь утром и вечером. Всевышний также сказал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины, есть лицемеры, которые упорствуют в своем лицемерии. Ты не распознаешь их. Мы же прекрасно знаем их и накажем их дважды. А затем они будут подвергнуты великому наказанию». (Сура “ат-Тауба”, аят 101) Аллах обещал наказать их дважды: в первый раз – мечом, а во второй раз – в могилах. А когда начнется будущая жизнь, они будут подвергнуты еще более ужасному наказанию.

Великий и могучий Аллах также поведал о том, что павшие мученики получают удел и наслаждаются милостью Аллаха, пока еще существует земной мир. Великий и могучий Аллах сказал: «Не считай же покойниками тех, которые пали на пути Аллаха. Нет, живы они и получают удел от своего Господа. Они радуются тому, что Аллах даровал им по милости своей и радуются тому, что не познают страха и печали те, которые еще не присоединились к ним». (Сура “Аль ‘Имран”, аяты 169-170) Безусловно, речь идет об уделе, который павшие мученики получают до наступления Судного дня, потому что те, которые еще не присоединились к ним, пока еще живы и не пали на пути Аллаха.

[Абуль-Хасан аль-Аш’ари, «Аль-Ибана ан Усуль ад Дияна», стр. 70]

Сказал имам из числа саляфов, Абу Бакр аль-Исмаили аш-Шафии (277-371 х/891-982 м) разъясняя вероубеждение Ахлю Сунна:

ويقولونإن عذاب القبر حق ، يعذب الله من استحقه إن شاء ، وإن شاء عفى عنه ، لقوله تعالى : (النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوّاً وَعَشِيّاً وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ) (غافر:46) ،فأثبت لهم ما بقيت الدنيا عذابا بالغدو والعشي دون ما بينهما ، حتى إذا قامت القيامة عذبوا أشد العذاب ، بلا تخفيف عنهم كما كان في الدنيا .

وقال : (وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكاً )(طـه:124) يعني قبل فناء الدنيا ، لقوله بعد ذلك : (وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى) (طـه:124) بين أن المعيشة الضنك قبل يوم القيامة ، وفي معاينتنا اليهود والنصارى والمشركين في العيش الرغد والرفاهية في المعيشة ما يعلم به انه لم يرد به ضيق الرزق في الحياة الدنيا لوجودنا مشركين في سعة من أرزاقهم ، وإنما أراد به بعد الموت ، قبل الحشر

Они говорят: Мучения в могиле это истина. Аллах, если пожелает, подвергает этим мучениям того, кто заслуживает, а если пожелает, то избавит его от этого. Аллах сказал: “Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям”! (Коран 40:46). В этих аятах указание на то, что они подвергаются мучениям в этом мире утром и после полудня, а когда придет судный день, то их ввергнут в страшные мучения, которые никогда не уменьшатся и не прекратятся, как это было до этого. Аллах сказал: “А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь”,- т.е. до исчезновения этого бренного мира. Дальше Он сказал: “…в День воскресения Мы воскресим его слепым”. Коран (20:124). Он указал, что тяжкая жизнь будет до наступления судного дня. А так как жизнь многих иудеев, христиан и многобожников протекает в достатке и роскоши, то мы понимаем, что в аяте не имеется в виду тяжесть жизни, в смысле нужды и недостатка в пропитании. Здесь идет речь о том, что будет после смерти и до дня воскрешения.

[Абу Бакр аль-Исмаили, «И’тикад Ахлю Сунна», стр. 49]

Имам Абу Хафс Наджмуддин ан-Насафи аль-Ханафи (461-537 х/1068-1142 м) говорит по части необходимости веры могильные муки:
وعذاب القبر للكافرين وبعض عصاة المؤمنين, وتنعيم أهل الطاعة في القبر, وسؤال الملكين منكر ونكير ثابت بالدَّلائل السمعية

«Могильные муки для неверующих и для некоторых грешников из числа верующих, награда или удовольствия для людей поклонения в могиле, вопросы, которые задают ангелы Мункар и Накир — это все утверждено через доводы Шариата».

[Наджмуддин ан-Насафи, «Аль-Акыда ан-Насафийя», стр. 16]

Социальные комментарии Cackle